Рецепты реформ для одного региона не всегда могут подходить для других регионов – Карасев
26.09.2014 16:00

В предложенном Петром Порошенко плане реформ не описаны механизмы реализации каждого из пунктов. Об этом политолог Вадим Карасев рассказал в комментарии изданию «ГОРДОН».

«Вчера я увидел не столько стратегию, сколько теорию, концепцию и написанный крупными мазками план реформ. Но пока это все-таки не стратегия, поскольку стратегия предполагает более четкое, конкретное, предметное определение цели, а главное – механизм реализации каждого пункта, намеченного планом», – заявил Карасев.

«Президент понимает, что ключевой, если не основополагающей реформой, является судебная реформа, поскольку без справедливого суда не может быть эффективной, технологически инновативной, производительной экономики. Суд, прежде всего, защищает гарантию прав собственности, а гарантия прав собственности – это краеугольный камень современной экономики. Безусловно, Президент прав, когда говорит о том, что реформы должны быть комплексными, всеохватывающими и действовать в направлении всеобщей европеизации страны, без которой даже думать о подаче заявки на членство в Европейском Союзе было бы невозможно», – отметил политолог.

«За этими вполне правильными, компетентными с экспертной точки зрения положениями о плане реформ не были достаточно раскрыты механизмы реализации этой стратегии. И не был проговорен ряд ключевых вопросов, без которых успешная европейская модернизация страны либо будет невозможной, либо будет половинчатой, относительной и недостаточной для того, чтобы в 2020-м году претендовать на членство в Европейском Союзе», – считает Карасев.

Эксперт отметил, что для успешной реализации реформ необходима в первую очередь реформа государственного управления.

«В тех странах, которые были либо слишком фрагментированы политически и административно, либо слишком централизовано, реформы были неуспешными. Ни одна из стран не добилась успеха в условиях кризиса государственности, когда были проблемы с территориальными границами, с внутренним сепаратизмом, с автономными движениями, что приводило к фрагментации государственности и отвлечению и центральной власти, и политического класса, и общества на другие, отнюдь не реформаторские цели. Мы должны сейчас дать ответ на вопрос, какой тип, какая государственность будет в Украине», – считает Карасев.

«Для такой сложной страны как Украина, реформы из центра, унитарные, спускаемые реформы тоже вряд ли подойдут. Потому что страна разнообразная и регионы различны по своей экономической географии. Поэтому рецепты реформ для одного региона не всегда могут подходить для других регионов. Как раз наоборот, конкуренция регионов за привлечение инвестиций, за привлечение капитала, конкуренция в налоговой системе могли бы стать толчком не только для межрегиональной позитивной экономической конкуренции, но и для оживления всей экономической деятельности, для построения новых институтов, которые бы создавали основу для экономики роста. Ключевая реформа сегодня для Украины, без которой все остальные реформы сразу провисают с точки зрения их воплощения, – это реформа государственности», – отмечает политолог.

Вадим Карасев отмечает, что при децентрализации власти необходима централизация партийной системы, которая будет скреплять страну.

«Реформа государственности – это поиск оптимального дизайна для страны прежде всего в русле децентрализации управления, а также параллельно и одновременно политико-партийной централизации. Германия – федеративная страна, но достаточно централизована, потому что она централизуется с помощью сильной компактной партийной системы, которая насчитывает 3–4 ключевые партии, которые управляют сложнейшим механизмом федеративной государственности. Поэтому децентрализация управления не означает политико-партийной децентрализации. Как раз наоборот, она означает партийно-политическую централизацию. Без этого собрать, сшить страну и в то же время обеспечить местное самоуправление дополнительными правами будет контрпродуктивно», – отмечает Вадим Карасев.

Политолог также напомнил, что для успешной реализации реформ необходим общий европейский консенсус в стране.

«И еще один момент, на который бы хотелось обратить внимание, и который не был освещен в выступлении президента и, кстати говоря, не артикулируется на уровне дискуссий о европейском будущем Украины. Европейские реформы не проводят реформаторы-одиночки. Европейские реформы проводит политическая система на базе общенационального европейского консенсуса. Польские реформы не проводил только Бальцерович. Польские реформы проводил Бальцерович, Валенса, Квасьневский, и в целом проводила вся политическая система. Правые партии начинали реформы, после недовольства на первых этапах реформ эстафету подхватывали лево-реформистские партии, затем опять уступали место правым партиям, и через такой механизм чередования политических проевропейских, не важно, левых или правых, но проевропейских партий, Польша шла к своему европейскому успеху. Поэтому, для того, чтобы план реформ был осуществлен, должна быть построена, и сейчас она уже начинает объективно создаваться, партийно-политическая система», – заявил Карасев.