21.11.2004 12:15
Православная Церковь отмечает 21 ноября большой праздник - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, который известен в народе также под названием Михайлов день.

Согласно учению Церкви, этот праздник был установлен в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, проходившем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор осудил еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Праздник совершается в ноябре, так как это девятый по счету месяц от марта, с которого в древности начинался год, а девять - число Ангельских чинов.

Ангельские чины выстроены в иерархическом порядке и объединены в три группы. В высшую входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Считается, что ближе всех к Господу стоят шестокрылые Серафимы (Пламенеющие). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. За ними стоят Херувимы, чье имя значит "излияние премудрости". Через них ниспосылается просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами следуют Престолы, таинственно и непостижимо носящие Бога.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют чины Господства, Силы и Власти. В низшую иерархию входят также три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных Сил по сути своего служения носят общее название Ангелов (от греческого angelos - вестник).

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил. Имя его в переводе с еврейского означает "кто как Бог". Согласно Библии, Михаил низринул с Неба возгордившегося Люцифера с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: "Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!"

По преданию Церкви, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, которые преследовали израильтян.

С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами и на Руси. Ему посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.