The Economist: Трагедия и фарс
01.12.2014 13:15

«ПОЗОР! Позор! Позор!» ревела толпа, когда украинские лидеры появились на недавней церемонии чествования жертв Майдана. Протестующие обвинили президента Петра Порошенко в нарушении обещаний. Прошел год после начала «Революции Достоинства», но политики в настоящее время ведут себя совсем недостойно, цитирует Inpress.ua издание The Economist.

Месяц назад состоялись парламентские выборы, но Украина до сих пор не имеет правительства. Борьба за посты в Кабинете Министров или парламентские кресла говорит об отсутствии у политиков обеспокоенности и ответственности за ситуацию в стране. «Это цирк, детский сад», - говорит Мария Жартовская, политический обозреватель издания «Украинская правда».

Пять прозападных политический партий подписали коалиционное соглашение. Президент Петр Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк обещают, что правительство будет сформировано в ближайшее время. Но конкуренция препятствует переговорам. «Народный фронт» Яценюка неожиданно занял первое место на выборах. Это было ударом для Порошенко и создало в Украине два центра власти. Президент и премьер погрузились в позорные разногласия, вселяя страх повторения напряженности, которая возникла после Оранжевой революции.

Порошенко и Яценюк никогда не были близки. Западные союзники Украины упорно стараются примирить их. Тем не менее, усилия по объединению «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» в одну политическую силу перед выборами провалились. Некоторые эксперты говорят, что они не смогли договориться о названии. Мэр Львова Андрей Садовой, чья партия «Самопомощь» занимает третье место в коалиции, также сталкивается с «непониманием и маленькими войнами» со стороны лидеров. Основными из них являются «бои» за посты министра внутренних дел, министра юстиции и спикера парламента.

Контроль над министерскими постами также имеет первостепенное значение для украинских олигархов, которые только усложняют ситуацию. Владимир Фесенко из аналитического центра «Пента» рассказывает о «звериной борьбе за территорию». Главным в нынешней борьбе является Игорь Коломойский, - губернатор Днепропетровской области и активный сторонник войны против сепаратистов. Коломойскому активно помогает министр внутренних дел Арсен Аваков, осуществляющий надзор за добровольческими батальонами.

Коалиционное соглашение содержит несколько хороших инициатив, в том числе обещание снять с депутатов неприкосновенность. Активистка Майдана Светлана Залищук, которая прошла в парламент от блока Порошенко утверждает, что текст коалиционного соглашения помогли подготовить независимые эксперты. Но она признает, что в процессе формирования правительства также применяются старые правила – министры выбираются на основе партийной принадлежности.

Экономист и советник двух бывших украинских президентов Александр Пасхавер заключает, что «нет никаких признаков подготовки новых политических игроков к реальным реформам». Западные дипломаты призывают к терпению, указывая на то, что Порошенко и Яценюк сумели сплотить страну в ситуации огромного напряжения. Давление Запада остается мощным оружием: коалиционное соглашение появилось как раз перед визитом вице-президента США.

Коалиционное соглашение также ставит целью членство Украины в НАТО, которое, по мнению МИДа России, может привести к дальнейшей эскалации. 26 ноября Киев посетил командующий войсками НАТО в Европе Филипп Бридлав. Днем ранее украинские военные заявили, что два российских самолета нарушили их воздушное пространство на контролируемом сепаратистами Донбассе.

Россия в любое время может начать новое наступление. Но сейчас Кремль, похоже, с удовольствием использует Донбасс, чтобы отвлечь Киев от реформ, подрывая страну изнутри. Ухудшение экономической ситуации может спровоцировать дальнейшие беспорядки и акции протеста, в том числе волну сепаратизма и в других пророссийских регионах. Таинственные взрывы в Харькове, который находится под контролем украинских властей, являются тревожными знаками. Ведь один из них произошел вблизи городского военного госпиталя, что указывает на провокационный характер.