В российской армии выросло число побегов и уклонений от службы
17.02.2015 15:24

В российской армии в два раза выросло число случаев, когда солдаты сбегали из военных частей, а количество симулянтов, уклоняющихся от военной службы, выросло втрое. Об этом говорится в отчете Росстата, пишет Коммерсант.

Данные о ситуации с преступностью в Вооруженных силах РФ (ВС) содержатся в ответе Росстата на запрос некоммерческой организации (НКО) "Солдатские матери Санкт-Петербурга". Как пояснили в НКО, более актуальные данные в ведомстве пока не собрали, а свою статистику пока не обнародовали ни военные прокуроры, ни Минобороны. Отчет Росстата охватывает 2013 год и первое полугодие 2014 года и касается так называемых преступлений против военной службы, как трактует такого рода нарушения Уголовный кодекс: оставление военных частей, неуставные отношения и т. д.

Согласно отчету, в 2014 году число таких преступлений выросло почти на 17% (здесь и далее сравниваются первое полугодие 2013 года и первое полугодие 2014-го).

В первом полугодии 2013 года были зарегистрированы в общей сложности 1 тыс. 224 преступления, а в аналогичный период 2014 года возбуждены 1 тыс. 409 уголовных дел. Самые высокие показатели связаны, например, с насилием в военных частях и уклонением солдат и призывников от службы. При этом незначительно снизилось число уголовных дел, возбужденных по факту избиения солдатами своих начальников: 46 в 2013 году и 50 в 2014 году.

Случаев нарушения уставных взаимоотношений, напротив, стало меньше на 30%, но показатели все равно остаются высокими: 633 в 2013 году и 440 в первом полугодии 2014 года. При этом нарушений ст. 337 (самовольное оставление части) УК РФ стало больше на 60%: 388 дел в первом полугодии 2013 года и 629 случаев "самоволки" в первом полугодии 2014 года.

Серьезный скачок произошел и в статистике по ст. 339 (уклонение от обязанностей воинской службы путем симуляции болезни или иными способами), этот показатель вырос в три раза: 33 в первом полугодии 2013 года и 115 за первое полугодие 2014 года. При этом за весь 2013 год были зафиксированы 96 подобных случаев.

При этом количество призывников и в 2013, и в 2014 годах было практически идентичным. Весной 2013 года были призваны 153,2 тыс. человек, в весенний призыв-2014 — 154 тыс. человек. Ранее на рост преступности в армии обратил внимание и главный военный прокурор Сергей Фридинский. В его отчете, в апреле 2014 года поступившем в Совет федерации, говорилось, что в армии растет еще и число общеуголовных преступлений, в том числе коррупционной направленности.

"Среди них доминируют посягательства на военное имущество и бюджетные средства на нужды обороны. Увеличилось число хищений, мошенничеств, в том числе с использованием служебного положения,— говорилось в отчете.— Как следствие, размер ущерба от преступлений и правонарушений превысил 20 млрд руб., половина которого приходится непосредственно на воинские части и учреждения".

По мнению представителя НКО "Солдатские матери Санкт-Петербурга" Александра Передрука, из данных Росстата также можно сделать вывод о том, что при точечных улучшениях с правопорядком в армии по-прежнему сложно. В частности, отметил он, нередко самовольное оставление военных частей бывает вызвано насилием над военнослужащими.

"Парня бьют, он убегает из части и, например, приходит к нам, а дальше начинаются жалобы в Следственный комитет и т. д. Сейчас к нам стали обращаться реже в связи с самоволками, но, вероятно, солдаты просто перестали до нас доходить",— заявил он.

Зампред комитета Госдумы по обороне Сергей Жихарев считает, что фактический уровень преступности в армии остался на прежнем уровне, а причина выросшей статистики в том, что командиры перестали скрывать нарушения.

"Раньше подход был такой: если солдат нарушил закон, то это грозит чуть ли не крахом карьеры всем руководителям, поэтому раньше все старались такие случаи скрывать",— заявил он.

По его словам, когда пост министра обороны занял Сергей Шойгу, подход к этим вопросам изменился: "Командирам объяснили, что в каких-то случаях с них спросят, но дали понять, что наказывать за преступления будут тех, кто его совершил, а за сокрытие как раз грозят куда более жесткие санкции".