Генерал-полковник Рубан объяснил, почему ему доверяют в «ДНР»
19.03.2015 10:30

Руководитель общественной организации «Офицерский корпус», глава Центра гуманитарной помощи по освобождению пленных и заложников в зоне АТО, генерал-полковник запаса Владимир Рубан объяснил, почему пленных удобнее обменивать в Донецке, а не ночью на нейтральной территории. Об этом он рассказал в интервью «Главкому».

«Период, когда украинские власти занялись военнопленными, пришелся на октябрь-ноябрь прошлого года. Это период минимального светового дня. Тогда темнеть начинало в 17:00, 16:00, 15:00. Попасть в промежуток между 9:00 и 15:00 в вопросе обмена военнопленных довольно сложно. Это длительный путь, людей нужно где-то квартировать, везти, конвоировать.

Как правило, сама встреча приходится на темное время суток. При правительственных обменах безопасность с украинской стороны обеспечивает спецподразделение СБУ «Альфа». Это тренированные, подготовленные бойцы с соответствующим вооружением. С другой стороны обеспечивают безопасность ополченцы, которые не всегда уровня «Альфы» СБУ. Но все равно – это люди с автоматами.

Представьте, ночью люди, профессионально ненавидящие друг друга, вдруг встречаются. 10 автобусов с одной стороны и 10 автобусов с другой. И там, и там находятся пленные, которые должны выйти и пересесть в другие автобусы. Как правило, при таком обмене присутствуют 5-10 журналистов с телекамерами, фонарями, с вопросами. Из группы они (журналисты) вдруг выхватывают какого-то пленного, чтобы поставить ему свой вопрос», - рассказал Рубан.

По его словам, тогда начинается балаган при обмене, и военные даже не могут иногда понять, те ли люди возвращаются (о которых стороны договаривались).

«Там же работают автобусы на бензиновых двигателях, которые иногда имеют свойство громко хлопать. Это характерные хлопки, напоминающие глухой выстрел. Вот и представьте, какое напряжение у людей, у которых автоматы в боевом положении... Сколько может быть провокаций, если будет такой хлопок, сколько может быть жертв… Я считаю, что это неправильно. Я считаю, что это слишком большой риск. Это обосновано со стороны государства (желание обмена на нейтральной территории. – «Главком»), однако гарантий безопасности при этом намного меньше, чем в нашем случае, когда мы просто людей провозим по ровному асфальту в центре города», - объяснил Рубан.

Он рассказал, что у них есть сопровождение, украинские офицеры вооружены, они же обеспечивают охрану пленным: освобождаемым или освобожденным.

«Мы заезжаем в Донецк, открываем автобус, пленные выходят, с ними спокойно разговаривают, нет огромнейшего количества людей с противоположной стороны с оружием. Как правило, мы сразу не забираем людей, а делаем это на следующий день. В спокойном режиме принимаем оговоренное количество людей и уезжаем. Наша задача – обеспечить безопасность пленных от городских сумасшедших и от индейцев, случайных, гуляющих где-нибудь вдоль дороги снайперов», - подчеркнул генерал-полковник.

Рубан объяснил, почему именно ему доверяют в «ДНР».

«Мы держим слово офицера. Это самая высокая гарантия, которая может быть, это наша идеология – военно-армейская», - сказал глава Центра гуманитарной помощи по освобождению пленных и заложников в зоне АТО.