Кульбит Путина: почему Россия превращается в осажденную крепость
28.05.2015 15:40

Президент Владимир Путин превращает Россию в осажденную крепость, чтобы укрепить свою власть и продлить сроки правления. Об этом в интервью «Радио Свобода» заявила профессор политологии, участник внешнеполитической исследовательской программы Брукингского института Лилия Шевцова.

Политолог уверена, что у Кремля сейчас проблемы со стабильностью власти, с сохранением статус-кво, передает «Обозреватель».

«Иначе зачем было Владимиру Путину вдруг совершать этот кульбит и уходить из достаточно комфортного периода, связанного с личной интеграцией российской политической элиты в Запад? Тогда можно было с Бушем есть омары на ранчо, быть членом «Большой восьмерки», не заслуживая этого, можно было наслаждаться всеми преимуществами внедрения в западное общество без соблюдения правил этого общества в России», - отметила Шевцова.

«Кульбит Путина говорит о том, что наступил очень опасный и сложный для режима момент, когда власть осознает, что система, возможно, вошла в стадию агонии. Она поняла это раньше, чем этот факт начало сознавать общество. По пути на кладбище трудно чувствовать себя комфортно», - добавила она.

Политолог перечислила примеры продления жизни таких систем: «Сейчас это смена парадигмы: еще лет 5-7 назад российское самодержавие выживало за счет партнерства с Западом, а вот сейчас – резкий поворот, и теперь самодержавие пытается выжить за счет отторжения от Запада, сдерживания Запада, за счет поиска врага и превращения страны в осажденную крепость. Но сейчас все, что ни делает власть и Кремль, пытаясь продлить себе жизнь, по сути дела, начинает подрывать основы самой системы – вступил в дело закон непреднамеренных последствий».

«Я думаю, что умонастроение Путина, который видит свою власть продленной до своего собственного биологического конца, очевидно, сыграло свою роль в событиях 2014 года. Вспомним ту картинку, когда одинокий Путин на своем лимузине едет по совершенно безлюдной Москве в Кремль на инаугурацию. Очевидно, это вызвало определенные чувства у него самого – страх, отчаяние. Он вернулся в Кремль после шока Болотной и Сахарова, шока, к которому власть была абсолютно не готова. И очевидно, он принял в какой-то момент решение, что нельзя оставлять форточку полуоткрытой, нужно захлопнуть ее, чтобы не было других поводов и стимулов для народа выйти даже в таком количестве на улицы.

Я думаю, что это был шок. Но, с другой стороны, сыграла свою роль и логика власти, которая начинает выдыхаться, теряет перспективу, не знает, как отвечать на вызовы, и только продолжает имитировать ответы на эти вызовы», - отметила Шевцова.

«А эта логика начала толкать Путина уже давно к повороту в противоположную от Запада сторону, к конфронтационному стилю. 2004 год – это «оранжевая революция» в Украине. Опять Украина! Затем 2007 год – это Мюнхенская конференция, где вдруг он выступил в роли нового Хрущева с башмаком на подиуме ООН, предупредил Европу и Америку: вы - наш враг! Вы не друзья нам! И вот после этого начинается постепенное превращение России в осажденную крепость.

Ведь еще до Евромайдана, до 2014 года, Москва произвела обновленную концепцию внешней политики, где основное положение было следующее: Запад себя исчерпал, следовательно, пришло наше время. Уже 2004 год был продиктован этой двойной логикой: с одной стороны, логикой эмоций, а с другой – логикой развития самодержавия, теряющего свой темп и жизнеспособность», - пояснила она.