Испанская прокуратура раскрутила мафиозную цепочку от Майорки до Газпрома и Путина
30.06.2015 12:59

Агентство Bloomberg во вторник, 30 июня, опубликовало статью, в которой написало, что некоторые из «ближайших соратников» президента России Владимира Путина более 10 лет поддерживали Тамбовскую организованную преступную группу — одну из крупнейших российских преступных группировок, базировавшуюся в Испании.

Bloomberg ссылается на официальное обращение прокуроров из Мадрида Хуана Каррау и Хосе Гринды в Центральный суд от 29 мая, передает Forbes.

Прокуроры пишут, что члены действовавшей в Петербурге Тамбовской ОПГ перебрались в Испанию с целью отмывания нелегальных доходов в 1996 году. В своем запросе они просят суд разрешить предъявить обвинение 27 подозреваемым в отмывании средств, мошенничестве и других преступлениях. Утверждение запроса в суде позволит начать процесс, хотя в Испании судебные разбирательства не проводятся заочно.

Предполагаемым лидером ОПГ в документе назван Геннадий Петров. В 2008 году Петров был задержан на своей вилле на Майорке во время операции «Тройка», в которой участвовали более 300 испанских полицейских. Петрова и других задержанных во время операции авторитетных бизнесменов из России подозревали в причастности к отмыванию денег, подделке документов и уклонению от уплаты местных налогов. В апреле 2012 года Испания разрешила Петрову выехать в Россию для прохождения лечения. Обратно в Испанию он не вернулся.

Как отмечается в статье, единственным российским должностным лицом, кому могут быть предъявлены обвинения, является заместитель главы комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник («Единая Россия»). Следствие подозревает, что он помогал Геннадию Петрову назначить своих сторонников на ключевые посты в России в обмен на активы в Испании.

Прокуратура намерена конфисковать дом на Майорке, который, по ее данным, принадлежит российскому парламентарию. Сам Резник отверг все обвинения. По его словам, его отношения с Петровым носили «только социальный характер». Депутат подчеркнул, что готов приехать в Испанию для защиты своей репутации, если суд все же состоится.

По данным прокуратуры Мадрида, Петров использовал Испанию в качестве базы для осуществления криминальной деятельности, преимущественно, в России. Прокуроры подозревают россиянина в убийстве, контрабанде оружия и наркотиков, вымогательстве и мошенничестве. Адвокат Петрова Роберто Мазорьяга написал по электронной почте, что прокуратура Мадрида не предоставила никаких доказательств в поддержку своих обвинений.

В документе, на который ссылается Bloomberg, утверждается, что в России Петров контактировал с председателем совета директоров «Газпрома» и бывшим премьер-министром России Виктором Зубковым и его зятем, бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым. Сердюков «занимается бизнесом с Петровым», а Зубков, который в начале 1990-х годов работал в мэрии Петербурга с Владимиром Путиным, «принимал некоторые политические решения в пользу группировки Петрова», пишут прокуроры, не уточняя детали. Адвокат Сердюкова Генрих Падва отказался от комментариев. Зубков не ответил на отправленный через пресс-службу «Газпрома» запрос о комментарии. Как пишет Bloomberg, ни Зубкову, ни Сердюкову обвинения не грозят.

Прокуратура также называет «напрямую связанными» с группировкой Петрова вице-премьера Дмитрия Козака и председателя Следственного комитета (СКР) России Александра Бастрыкина. Глава СКР в 1975 году вместе с Путиным выпустился из Ленинградского государственного университета. Козак учился в этом вузе позднее, но работал в мэрии Петербурга в одно время с Путиным. Козак через своего пресс-секретаря передал агентству, что узнал о Геннадии Петрове только из сообщений СМИ. В СКР заявили, что не располагают сведениями, о которых сообщают СМИ со ссылкой на испанских прокуроров.

Бизнес-партнером Петрова прокуроры также называют бывшего министра связи и советника президента России Леонида Реймана. В компании «Ангстрем», совет директоров которой возглавляет Рейман, заявили, что бывший чиновник не имеет «никаких связей» с Петровым.

Bloomberg называет Петрова одним из первых акционеров банка «Россия». Два источника, которые знали Петрова в начале 90-х годов, на условиях анонимности сказали, что он был влиятельной фигурой в Петербурге и был знаком со многими представителями политической элиты города, включая Зубкова, Бастрыкина и Козака.

В запросе прокуроров отмечается, что Петров пользовался влиянием и в Москве в годы президентства Путина. В частности, испанская прокуратура со ссылкой на прослушку телефонных разговоров Петрова и одного из будущих заместителей главы СКР утверждает, что именно Петров обеспечил назначение Александра Бастрыкина председателем только что созданного Следственного комитета.

«Одним из самых важных людей для Петрова» в России в документе назван Николай Аулов, заместитель директора ФСКН России Виктора Иванова. Прокуроры установили 78 телефонных звонков между Ауловым и Петровым. По их данным, в марте 2008 года Петров через своего пособника попросил Аулова надавить на нового руководителя таможенной службы, чтобы обеспечить упрощенный досмотр его грузов в порту. Пресс-служба ФСКН в ответ на запрос о комментарии напомнила об интервью Иванова газете «Коммерсантъ», где глава ФСКН называет испанское расследование «грязными политическими играми». В интервью Иванов говорил, что именно Аулов в начале 1990-х годов руководил в Санкт-Петербурге операцией, которая привела к разгрому группировки Петрова.

Сам Владимир Путин упоминается в обращении прокуратуры три раза. В частности, его имя есть в частичной расшифровке телефонного разговора двух предполагаемых членов Тамбовской ОПГ в 2007 года. В этом разговоре мужчины обсуждают проблемы с отелем в Аликанте и один из них упоминает о доме в соседнем Торревьехе, который якобы принадлежит Путину.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал обвинения испанской прокуратуры «полным абсурдом». «Это за гранью здравого смысла», — сказал Песков.