Депутат Госдумы: В России оппозиционная деятельность подобна игре в рулетку
02.07.2015 17:20

В пространном интервью Die Zeit депутат Госдумы Илья Пономарев рассказал, как ему живется за границей, и высказался по ряду политических вопросов. В частности, он предложил Евросоюзу наделить русский язык официальным статусом на своей территории, передает Инопресса.

«С учетом того, что происходит с другими оппозиционерами, это довольно мягкое обращение, - сказал Пономарев о своем вынужденном пребывании за границей. - Я ни в коем случае не стану сидеть тихо, не привлекая к себе внимания и не совершая никаких телодвижений, как советуют многие. Я скорее хочу, чтобы этот конфликт обострился, чтобы Интерполу и западным государствам пришлось решать, готовы ли они выдать меня России.

Если они этого не сделают, то всем станет ясно, что имеет место преследование по политическим мотивам. И трех дней не проходит, чтобы российские СМИ не написали, будто бы я запросил политическое убежище на Западе. Но именно этого, по-моему, и добивается [президент РФ Владимир] Путин. Он хочет, чтобы я перестал быть российским политиком и расписался в том, что я работаю в интересах западных стран. Но этого не хочу я».

Пономарев заявил, что свой депутатский мандат «без боя не отдаст». По его словам, в Госдуме «осталось еще несколько разумных людей. Точнее сказать, четверо. Из них двое молчат, чтобы не навлечь на себя репрессии. Говорит один только [Дмитрий] Гудков. Я не хочу сдавать свой мандат хотя бы потому, что иначе туда пролезет еще какой-нибудь болван».

Парламентарий, по его словам, вынужден «постоянно перемещаться», так как имеет лишь туристические визы. Сейчас он находится в США и зарабатывает на жизнь «гонорарами», сотрудничая «со стартапами, которые хотят попасть из США в Европу или наоборот». Он отметил, что «в среде разработчиков инновационных технологий все знают, что происходит в России. Так что мне помогают - один с жильем, другой с машиной...».

Помимо сдельной работы, у Пономарева есть два проекта – «стратегический» и «политический». Первый из них состоит в том, чтобы «помочь Украине с экономическими реформами, в первую очередь в энергетическом секторе. В этом я разбираюсь, я ведь раньше был вице-президентом ЮКОСа», сказал собеседник Die Zeit.

«Моя задача в том, чтобы объяснить инвесторам и правительствам [на Западе], как все устроено в Восточной Европе, а восточным европейцам посоветовать, какие нужно внести поправки в законодательство, чтобы к ним пришли инвесторы».

Второй проект - политический - заключается в сотрудничестве с фондом «Открытая Россия», учрежденным бывшим главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским.

«Я работаю с российской диаспорой в США, - продолжил Пономарев. - Российская диаспора очень разрозненная и разнородная. Я пытаюсь наладить механизмы, которые позволят этой диаспоре принимать участие в общественной и политической жизни России, вообще понять, что происходит на родине. И, кроме того, выработать видение другого будущего для России».

«В США я нашел хороший ярлык для своих взглядов: прогрессивный либертарианец. Во всяком случае, у меня левый взгляд на вещи. Я убежден, что общество в целом нужно освободить. Важно минимизировать централизованность государства, снизить налоги, обеспечить максимальную свободу личной инициативы, причем как в классических коммерческих предприятиях, так и в социальной сфере.

На наших глазах возникает новый класс общества, в России таких людей называют креативным классом, но более удачным мне кажется определение стартап-класс. Это авангард информационной эры. Их нужно поддержать, в этом моя политическая задача... Мои политические союзники в этом деле - левые партии, такие как немецкие «Левые». Весьма интересной мне кажется и «Пиратская партия». С моей точки зрения, это первые ласточки будущей политической системы. Системы, в основе которой будут прямая демократия и максимальная децентрализация власти».

При этом Пономарев дал понять, что отдает себе отчет в лоялизме левых сил по отношению к нынешнему российскому руководству, назвав эту ситуацию «трагедией левых по всему миру». Они «пытаются оказать сопротивление западному империализму с помощью империализма восточного», пояснил политик.

«Разумеется, это совершенно неправильный выбор. Я регулярно разговариваю с немецкими левыми и не думаю, что они однозначно поддерживают Путина. Они просто настроены против Америки и против Запада».

«Вообще, когда человек в России переходит в оппозицию, он должен быть готов столкнуться с насилием, - сказал Пономарев в ответ на следующий вопрос. - [Готов к тому], что его могут ударить, что что-нибудь загорится, что его по абсурдным обвинениям посадят в тюрьму.

В России оппозиционная деятельность подобна игре в рулетку. В любой момент может что-то произойти. Некоторых из моих друзей убили - за последние годы в России произошли десятки политических убийств. К сожалению, все это для нас не новость. Однако убийство Немцова в очередной раз вынудило многих эмигрировать. Либо прекратить заниматься политической деятельностью в России.

Естественно, возросла нетерпимость в обществе. И истерия. У нас ведь идет настоящая война, и внутри страны, и снаружи. Так что Путину даже не нужно отдавать приказ: ниже [в общественной иерархии] находятся люди, которые убирают своих противников».

«Аннексию Крыма я считаю преступлением, актом агрессии. Но как левый по убеждениям, я за право народов на самоопределение. Так что нужно провести легитимный референдум, а провести его в условиях оккупации невозможно», - сообщил политик.

Планы Евросоюза по противодействию российской государственной пропаганде энтузиазма у Пономарева не вызывают: «Было бы гораздо разумнее сделать русский язык официальным языком ЕС. Российское влияние направлено на русскоговорящих. На национальные меньшинства. Путин им говорит: вас не воспринимают всерьез, а мы воспринимаем. Этим он их перетягивает на свою сторону. Если бы ЕС наделил русский язык официальным статусом [на своей территории], это имело бы мощное символическое значение...

Особенно это важно для стран Балтии, где велика доля русскоязычного населения. Этот сигнал сразу же забрал бы половину аудитории у Russia Today».

Помимо этого, имело бы смысл открыть российским студентам доступ к программе академического обмена Erasmus и смягчить для россиян визовый режим, добавил депутат.