В Украине насчитали более 2 миллионов переселенцев
11.08.2015 15:43

В Украине при поддержке британского правительства запустят программу советников при департаментах социальной защиты, чтобы собирать данные о нарушениях прав временно перемещенных граждан и передавать их на центральный уровень. Об этом корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA сообщил координатор общественной инициативы КрымSOS Тамила Ташева, комментируя заявление министра социальной политики Украины Павла Розенко о том, что ситуация с временно перемещенными с оккупированных территорий лицами в десятки раз труднее для государства, чем после Чернобыльской катастрофы.

«Я абсолютно согласна с Розенко, что нынешняя ситуация более критична, чем после Чернобыльской катастрофы. У Украины уже был опыт работы с переселенцами, однако там было не такое количество людей. Сейчас только по официальным дfнным их более 1,4 млн. человек, а по неофициальным данным их более 2 миллионов. Поэтому очевидно, что бюджета не хватает. Минсоцполитики опубликовало информацию о том, какое количество денежной помощи было отправлено — несколько миллиардов гривен было выделено с октября прошлого года по нынешнее время», - отмечает эксперт.

Координатор общественной инициативы КрымSOS согласна с тем, что вопрос внутреннее перемещенных лиц должен системно решаться на государственном уровне, но при поддержке, в том числе, международных доноров, потому что это сейчас основные инвесторы. «Чаще всего это помощь через общественные организации, через прямую гуманитарную помощь, которую оказывают внутренне перемещенным лицам, однако это и решается путем помощи от обычных граждан Украины, которые отдают какую-то часть своего дохода. Мне кажется, что основная роль государства должна быть в консолидации усилий международных доноров и волонтерских организаций», - говорит Ташева.

По ее словам, вопрос переселенцев должен решаться на уровне государственной программы. «Она уже разработана, но не совершенна, ее надо привести в соответствие, потому что вопрос переселенцев не закончится с военными событиями на востоке, внутренне перемещенные лица все равно будут оставаться — по крайней мере, миллион никуда не вернется, потому что им просто некуда возвращаться. Инфраструктура на Донбассе полностью разрушена, а если говорить о переселенцах из Крыма, то там ситуация немного иная — до тех пор, пока будет продолжаться оккупация Крыма, крымские переселенцы не будут возвращаться на территорию оккупированного Крыма. У нас страна фактически разделена на три зоны — зона непосредственного конфликта, прифронтовая и вся остальная. Харьков, Днепропетровск и Запорожье включены во вторую зону. Киев, Львов, Херсон и т. д. - это третья зона. Люди, которые проживают в третьей зоне, чаще всего, по нашим данным, не собираются возвращаться», - подчеркивает она.

Говоря об изменениях за последние 3-6 месяцев, эксперт выделяет желание государственных структур сотрудничать. «Мы сейчас запускаем совместно с Минсоцполитики при поддержке британского правительства программу советников при департаментах социальной защиты, чтобы собирать данные о нарушениях, о нерешенных проблемах на областном уровне и пытаться их решать, а при необходимости передавать их на центральный уровень. Путем таких коллабораций международных доноров, государственного сектора и волонтерских инициатив, которые есть флагманом решения вопросов переселенцев, можно изменить ситуацию», - уверена Ташева.

Отвечая на вопрос нашего корреспондента, есть ли риск, что государство отменит финансовую помощь переселенцам или хотя бы ее сократит, координатор общественной инициативы КрымSOS отметила: «Урезать помощь уже дальше некуда, потому что она составляет 442 грн на одного неработающего человека и более 800 грн — на работающего. А общая сумма не может превышать 2400 гривен на одну семью, независимо от того, один, три или пять детей в семье. На самом деле, эта дифференциация была неправильно определена, мы бы хотели, чтобы этот предел был убран. Поэтому это и так небольшая сумма для семьи. Возможно, что-то будет пересмотрено, возможно, будет убираться эта помощь и будет что-то другое. Но мне кажется, что эта помощь не будет забираться у переселенцев, хотя первоначально говорилось, что эта помощь будет полгода, а потом человек уже должен адаптироваться самостоятельно.

Но если это только полгода, тогда эта сумма должна быть увеличена, чтобы поддержать человека в аренде квартиры, в покупке вещей первоочередной необходимости, а потом надо помогать человеку адаптироваться — то есть с трудоустройством помогать, с устройством детей в школы, детские сады, оказывать психологическую помощь, чтобы люди пришли в себя после психологической травмы, — и тогда уже можно было бы на протяжении остального времени их не содержать. Но если мы говорим о минимальной помощи, то, скорее всего, она не будет сейчас забираться. Есть такие международные стандарты, когда короткий период помогают большей суммой, а потом человеку идет максимальная помощь в его адаптации, в решении его правовых вопросов и т.д.».