15.12.2004 21:11
В стране неуклонно растет количество предпочитающих тяжелые наркотики другим видам «зелья», в том числе марихуане.

Это был вынужден признать министр внутренних дел Рашид Нургалиев, выступивший в среду в Госдуме. Глава МВД также отметил, что, несмотря на все усилия, предпринимаемые правоохранительными органами, в России растет уровень латентности этого вида преступности.

Это говорит о том, что силовики не способны сегодня контролировать ситуацию и оказать серьезное сопротивление наркобаронам.

Правительственный час показал, что российские правоохранительные органы борются с наркопреступностью вслепую, так как оперируют разными статистическими данными - их отчеты расходятся в разы. 12 ноября Генпрокурор России Владимир Устинов заявил на координационном совещании руководителей правоохранительных органов, что по самым скромным подсчетам количество наркоманов в стране приблизилось к отметке в 2 миллиона человек. И вот спустя месяц министр внутренних дел приводит цифру в 2 раза выше названной прокурором. Ссылаясь на данные экспертов, Нургалиев заявил, что в настоящее время в России употребляют наркотики и психотропные вещества порядка 4 миллионов человек. Кроме того, он был вынужден признать, что, несмотря на то, что «в последние годы достаточно сделано в сфере противодействия наркопреступности», уровень ее латентности, к сожалению, вырос. «Нужно вводить профилактику по месту работы, жительства и учебы, а также привлечь бизнес в решение социальных проблем, возникающих в этой области, - сказал он. - Кроме того, необходимо ввести законодательные нормы, ужесточающие ответственность за хранение, употребление и перевозку наркотических веществ». По мнению Нургалиева, необходимо также учредить специальную комиссию по проблеме законодательного регулирования борьбы с наркоманией.

Чтобы у депутатов не осталось горького осадка от безрадостной статистики, министр подробно рассказал им о том, что по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков российские правоохранительные органы тесно сотрудничают с коллегами из других стран, и в качестве наглядного примера привел результаты операции под названием «Канал». «В результате этой операции было выявлено 500 фактов наркоторговли, изъято 400 кг наркотических средств», - заключил Нургалиев.

Кроме того, министр заявил, что за 9 месяцев этого года в России было зафиксировано около 250 тысяч преступлений, связанных с употреблением или распространением наркотиков. При этом 80% административных правонарушений и 60% уголовно наказуемых деяний в сфере незаконного оборота наркотиков было выявлено сотрудниками именно милиции. Видимо, министр таким образом стремился показать, что его ведомство делает намного больше для борьбы с этим видом криминала, чем Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков. Однако в действительности, изначально, когда Служба создавалась, предполагалось, что ее сотрудники будут заниматься только крупными делами, оставив мелких дилеров милиционерам.

Впрочем, и Служба пока показала себя не с лучшей стороны. Пока ее сотрудники «успешно» борются с врачами-ветеринарами, наркологами и пенсионерами, которые не успели вырвать на своих участках появившийся самосевом масличный мак. По мнению адвоката Евгения Черноусова, ранее работавшего в Управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, такое учреждение, как Госнаркоконтроль, пока никак не оправдало основных целей своего создания. «Я не вижу никакого коренного перелома в борьбе с наркомафией у нас в стране, - считает юрист. - К сожалению, те недостатки, которые усматривались в деятельности МВД, имеют место и в наше время. Для повышения показателей отчетности возбуждаются дела-однодневки по которым якобы проводятся оперативные мероприятия, осуществляются контрольные закупки. В результате под уголовную ответственность попадают не сбытчики, а рядовые наркоманы. Единственным положительным моментом, пожалуй, можно считать тот факт, что в настоящее время, чтобы избежать так называемых «подбросов», сотрудников Госнаркоконтроля обязали снимать отпечатки пальцев с изъятого наркотика и фиксировать все действия по изъятию на видеокамеру».

О том, что работа МВД и Наркослужбы должна быть пересмотрена, свидетельствует и героинизация страны. Рашид Нургалиев был вынужден признать, что в отличие от прошлых лет, в последнее десятилетие в России стали отдавать предпочтение героину и синтетическим препаратам, то есть более тяжелым наркотикам. Подтвердил его слова и исполняющий обязанности директора ФСКН Александр Федоров, который сообщил депутатам, что в этом году совместными усилиями МВД и Службы на территории страны было изъято 2,9 тонны героина, что превышает размер изъятого вещества за предыдущие 2 года вместе взятые