Экономист: Украина находится в состоянии технического дефолта по проплатам, которые должны были состояться 23 сентября
28.09.2015 17:01

Россия настаивает на том, что предоставленный ей Украине два года назад долг является не обыкновенным коммерческим, а межгосударственным, и нужно быть готовыми к тому, что придется встретиться с ней в лондонском арбитраже. Такое мнение в комментарии изданию «ГОРДОН» высказал экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

«Украина находится в состоянии технического дефолта по тем проплатам, которые должны были состояться 23 сентября. Именно тогда должна была состояться оплата конечной стоимости бонда в 0,5 миллиарда долларов. Параллельно с этим или до этого уже произошли переговоры о реструктуризации украинского государственного долга, выпущенного в европейских облигациях», – рассказал экономист.

Устенко отметил, что общая сумма европейских облигаций, которые находятся на рынке, – $18 млрд.

«Из них $3 миллиарда находятся в руках Российской Федерации, которая не принимала участия в переговорном процессе о реструктуризации долга. Российская сторона настаивает на том, что деньги, которые были вложены ими в украинские европейские бонды, не являются обычным коммерческим долгом, а являются долгом межгосударственным. И на это у них есть три основные причины», – считает эксперт.

По его словам, первая и основная причина состоит в том, что деньги были размещены в декабре 2013-го года под 5% годовых.

«В тот же период времени Украина не могла одолжить деньги на внешних рынках заимствования капиталов на обычной коммерческой основе под такой процент. А процент на тот период времени для Украины был минимум 12%. Поэтому карта, которую, очевидно, будет разыгрывать Москва в переговорах с Киевом, или даже не в переговорах с Киевом, это то, что эти 7%, которые она дала Украине а-ля премиальных денег, свидетельствует о том, что это не обычное коммерческое размещение, а межгосударственный, межправительственный долг», – отметил экономист.

Возможно, столкнуться с РФ в лондонском арбитраже придется еще до 23 декабря.

Он считает, что настаивать на обратном бесперспективно. «Кстати говоря, украинская сторона может сколько угодно настаивать на том, что 7% – это были премиальные прежнему режиму и были какие-то дополнительные договоренности и все это может быть совершеннейшей правдой, но это вряд ли может быть принято во внимание в лондонском арбитраже», – резюмировал Устенко.

Вторая карта, которую, по словам экономиста, будет разыгрывать Москва против Киева, состоит в том, что эти деньги, по мнению РФ, являются государственными, «поскольку были взяты из так называемого федерального фонда Российской Федерации». «И не отдать эти деньги, если это межправительственный долг, просто невозможно», – подчеркнул он.

Экономист считает, что Украина в ответ должна играть в лондонском арбитраже на двух своих картах.

«Первая карта – та же, которой играет Россия, но перевернутая в интересах Украины на другую сторону. Она связана с тем, что деньги, взятые из Фонда благосостояния Российской Федерации, не совсем государственные, а так называемые квазигосударственные и не учитываются в бюджете Российской Федерации.

Поэтому украинская сторона должна будет играть кейс, связанный с тем, что деньги были взяты из Фонда благосостояния Российской Федерации. Формальной характеристики о том, что они были взяты из бюджета, нет, потому что это другой фонд», – подчеркнул Устенко.

Он отметил, что есть вторая карта, на которой может и должна играть украинская сторона. «Эта карта состоит в том, что, если Россия хотела получить свои деньги от Украины, она могла сделать это гораздо раньше, потому что в договоре было указано, что как только Украина превысит отметку соотношения государственного долга в 60% (а мы формально превысили его еще в январе этого года), Россия могла предъявить эти еврооблигации к оплате, однако этого не сделала», – резюмировал экономист.

Он добавил, что, хоть это не очень сильный аргумент, Украина должна серьезно подумать над тем, как его использовать.

«Все равно мне кажется наиболее вероятным сценарий, что Украине придется встретиться с Россией в лондонском арбитраже. И лондонский арбитраж читает контракт именно так, как он написан, поэтому Украина должна быть очень серьезно готова к этому рассмотрению. Конечно, в идеале было бы не доводить дело до арбитража с точки зрения выдерживания украинских интересов, но похоже, что без арбитража дело не обойдется», – убежден Устенко.

Экономист подчеркнул, что рассмотрение этого вопроса будет и на заседании Совета директоров Международного валютного фонда (МВФ).

«Нужно понимать, что Россия имеет голоса в Совете директоров МВФ. И даже несмотря на поддержку, которую Украина получит от самых главных акционеров МВФ в лице США, контролирующих около 16,5% голосов, абсолютно полностью разрешить этот вопрос будет крайне сложно, на мой взгляд», – отметил эксперт.

По его мнению, существует вероятность, что столкнуться с Россией в лондонском арбитраже придется еще до 23 декабря, когда должна пройти оплата.

«Если принято какое-то окончательное решение, более формализованное, о том, что это не межправительственный долг, а обычный коммерческий долг, то можно ожидать, что, скорее всего, в ноябре моментально Россией будут поданы документы в лондонский арбитраж. Я слабо верю в то, что вдруг стратегия России изменится в этом вопросе по отношению к Украине», – заключил Устенко.