20.12.2004 12:58
"Я стремился к тому, чтобы все это дело ("помаранчевая" революция в Украине - ред.) приобрело европейский характер, не только польский. Для Польши рискованно было бы стать стороной в споре: здесь Польша, здесь Россия, посредине Украина, изолированная Евросоюзом. Поэтому одновременно начал переговоры с представителем ЕС Хавьером Соланой, наши евродепутаты очень крепко нажали, и Солана первый понял, что должен действовать». Об этом заявил президент Польши Александр Квасьневский в интервью газете «Polityka»(Польша).

Как пишет УНИАН, Квасьневский сообщил, что Солана попросил его объяснить ситуацию, которая сложилась в Украине, «в других важных европейских столицах»... Когда начались демонстрации на киевском Майдане Незалежности, определился базовый вопрос: или это спонтанный взрыв, или скорее вариант понятной, но преходящей подавленности. Мне инстинкт подсказывал, что это спонтанный взрыв, и если Леонид Кучма проигнорирует его, то сделает ошибку. Просто люди сказали «нет»".

Квасьневский подчеркнул, что 23 ноября к нему обратился сначала украинский президент Кучма, а потом Виктор Ющенко, и оба «были в смятении. Обе стороны оказались в рискованной для себя ситуации. Ющенко, за которым тысячи людей на Майдане, не имел никаких правовых подкреплений. Разве что был шефом оппозиции в парламенте. Официально было объявлено, что проиграл выборы. Поддержка международного общественного мнения была для него каким-то плацдармом». «Кучма был в противоположной ситуации. Что с того, что он является признанным президентом, если не мог доехать ни в кабинет, ни куда-нибудь еще".

Во время разговора Александра Квасьневского с Леонидом Кучмой, по словам президента Польши, три раза звонил президент Российской Федерации Владимир Путин, предлагая своих представителей.

По словам Квасьневского, когда приехал верховный представитель ЕС по вопросам общей внешней и безопасной политики Солана, «ему досталось еще больше за все возможные грехи, которые ЕС совершил по отношению к Украине». По мнению польского президента, «критика была частично справедливой, но в тот момент мало конструктивной».

Квасьневский также рассказал, что в день проведения первого заседания «круглого стола», 26 ноября, в 15.00 был запланирован приезд в Киев 40 тыс. шахтеров. Квасьневскому удалось по мобильному телефону связаться с Сергеем Тигипко, руководителем избирательного штаба Виктора Януковича, и попросить его не начинать акцию. После разговора с Тигипко Янукович поехал к шахтерам и отдал распоряжение не начинать акцию.