Украинцы и представители других национальностей: интересное исследование. ИНФОГРАФИКА
05.11.2015 10:16

В Швеции серия поджогов лагерей для беженцев. На границе со Словенией будет возведен четырехметровый забор для защиты от выходцев из Ближнего Востока и Северной Африки. Венгерские полицейские применяют слезоточивый газ против штурмующих границы переселенцев.

В Чехии, согласно официальному отчету ООН, нарушения прав мигрантов являются частью политики правительства и происходят «систематически». Число мигрантов «новой волны», спровоцированной военными конфликтами, уже достигает 1 млн человек – и не везде они желанные гости, пишет forbes.

Какие настроения превалируют в Украине? Киевский международный институт социологии (КМИС) провел всеукраинский опрос общественного мнения об отношении украинцев к представителям других национальностей. Методом личного интервью был опрошен 2041 респондент, проживающий в 108 населенных пунктах всех областей Украины (кроме АР Крым) по стохастической выборке, репрезентативной для населения Украины старше 18 лет.

В Луганской области исследование проводилось только на территориях, подконтрольных Украине, в Донецкой – на территориях, подконтрольных Украине, и в неподконтрольном Донецке. Статистическая погрешность выборки (с вероятностью 0,95 и при дизайн-эффекте 1,5) не превышает 3,3% – для показателей, близких к 50%, 2,8% – для показателей, близких к 25%, 2,0% – для показателей, близких к 10%, 1,4% – для показателей, близких к 5%. Исследование финансировалось КМИС.

Респондентам было предложено оценить отношение к представителям той или иной национальности в диапазоне «отношусь как к члену семьи» до «не пускал бы в Украину».

Отношение к украино- и русскоговорящим украинцам у соотечественников одинаково положительное, с небольшим, впрочем превалированием симпатии к первым. Украиноговорящих украинцев соотечественники воспринимают как членов своей семьи 57,6% опрошенных, как близких друзей -13,5%. Русскоговорящих – 46,3% и 14,3% соответственно. Готовы не пускать в Украину носителей русского языка с украинским паспортом всего 0,7% респондентов.

Больше всего симпатии вызывают непосредственные соседи. Белорусов как «членов семьи» и как «близких друзей» охарактеризовали 23,1% и 17,7% соответственно. Процент негативно настроенных респондентов в этой группе рекордно низкий – 1,2%.

В отношении к россиянам прослеживается полярность. Как членов семьи их воспринимает рекордно большое количество респондентов – 26,4%. Как «близких друзей» охарактеризовали жителей РФ 9,6% украинцев. При этом очень высок процент радикально настроенных против россиян – «не пускал бы в Украину» ответили 17,3% опрошенных. Хуже показатель только у ромов – 32,8%.

То, что фактор вероисповедания влияет на восприятие больше, чем география, подтверждает статистика отношения к крымским татарам: как членов семьи их воспринимает около 11% опрошенных, как близких друзей – 9,3%. Как «жителей» и как «гостей» Украины – 34,9% и 24,5% соответственно.

По-деловому воспринимают украинцы американцев, немцев и поляков: как «коллег по работе» представителей этих национальностей охарактеризовали 7,8%, 11,8%, 9,3% опрошенных соответственно – это самые высокие показатели в этой категории.

Настороженное отношение к представителям Африки – максимальное количество опрошенных, 61,3%, воспринимают их исключительно как «гостей Украины».

«Украинцы – очень дружелюбная нация. Например, в Закарпатье и Одессе более 100 национальных меньшинств, у каждой – своя религия, своя культура, свое видение, все уживаются, между собой женятся, и нет никаких противостояний», – констатирует Валерий Пацкан, первый замглавы комитета ВРУ по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

Несмотря на эти позитивные качества, Украина как место проживания интереса для мигрантов не представляет. «Украина – страна-транспортер в процессе миграции. Есть много разных проектов Евросоюза, которые направлены на то, чтобы Украина оставалась конечным пунктом этого процесса. Для мигрантов с Ближнего Востока, которые имеют возможность попасть в Евросоюз, Украина – неинтересная цель», – поясняет Дмитрий Боярчук, директор «CASE-Украина», подчеркивая, что даже если часть мигрантов попадет в Украину, это не создаст таких проблем, как в Европе. И называет причину: «У нас нет такой программы социальной защиты».

Драйвером роста экономики мигранты не становятся. «Мигранты могут повлиять на повышение криминогенной обстановки, но для бюджета и социально-экономической части я не вижу связи и последствий», – считает Боярчук.

В ЕС мигранты привлекались бизнесом в качестве дешевой рабочей силы, однако экономический эффект нивелировался социальными последствиями. «Во-первых, это давление на бюджет, потому что многие пользовались социальной защитой. А во-вторых – это этнические конфликты. Евросоюз уже признает, что было ошибкой позволить туркам и арабам въезжать без каких-либо ограничений», – резюмирует Боярчук.