22.12.2004 22:29
Современная медицина ответит, что это не болезнь, соответственно лечить никого и не надо. Конечно, гомосексуальная ориентация - это не повод для гордости. Просто так сложилось, и все.

Но пару десятилетий назад во многих странах врачи считали иначе... В своем последнем номере British Medical Journal опубликовал статью о методиках, применявшихся для лечения гомосексуализма в былые времена.

Собственно, гомосексуалистов, или гомосексуалов - кому как нравится - лечили не только в Южной Африке. И дело тут не столько в сексуальной ориентации, а в том, что такие пациенты отличались "от всех". Просто медики, как это, к сожалению, водится, выступали в интересах существующего режима, а не здоровья пациентов. Так было в гитлеровской Германии, в СССР, Китае, на Кубе. Есть сведения о том, что и современные американские врачи в тюрьме Абу-Граиб содействовали пыткам заключенных... А разработка биологического оружия, в которой также непременно участвуют медики, уж наверняка противоречит клятве Гиппократа. Но так повелось, и винить врачей за это - не наше с вами дело.

В середине прошлого века геев лечили даже в демократической Америке. Однако после того как и пациенты, и врачи осознали практически нулевую результативность такого лечения, от него отказались. А гомосексуализм в 1973 году был изъят из классификации психиатрических болезней. Однако в Южной Африке с такой точкой зрения не согласились и продолжали лечить геев вплоть до второй половины 80-х годов XX века. Чаще всего такое "лечение" проводилось в Первом военном госпитале Фоотртреккеноота в Претории. А пациентами, как правило, становились молодые люди, призванные в армию Южноафриканской республики.

Самым популярным методом была "визуально-электрическая" терапия. Мужчинам показывали фотографии других обнаженных мужчин, а затем включали электрошок. Есть свидетельства, что сила разряда была такова, что с "больных" слетали туфли. Затем им в качестве положительного стимула показывали развороты "Плейбоя" с запечатленными на них американскими красотками.

После такой терапии гомосексуалистов помещали в те же палаты, что и наркоманов, душевнобольных, или "политических пациентов". В лучшем случае, проводили с ними "психиатрическое перевоспитание". Еще одно название этой процедуры - наркоанализ или психоанализ с применением сильнодействующих наркотиков. Другой вариант второй стадии "лечения" - трудотерапия. Она проводилась в Грефсвальде и мало чем отличалась от пребывания в трудовом лагере или колонии строгого режима.

Но некоторых ждала медикаментозная кастрация или принудительные операции по перемене пола. Причем, делали их как мужчинам, так и женщинам. Такое хирургическое вмешательство проводилось на основании бытовавшего тогда мнения, что геи, как правило, женственны, а лесбиянки, напротив - мужеподобны. Некоторые операции приводили к серьезным хирургическим осложнениям и смерти пациентов, а в некоторых случаях перемена пола проводилась не до конца.

Понятно, что ни до, ни после операций, не назначалась необходимая в таких случаях гормональная терапия, которая позволяет несколько изменить строение тела. А о психотерапии, которую применяют в случае транссексуализма, не могло быть и речи. Не удивительно, что подобные процедуры порой заканчивались самоубийствами пациентов.

Большая часть сведений о "лечении" геев и лесбиянок в Южной Африке была опубликована благодаря работе правозащитной кампании The Aversion Project. В ходе расследований всплыли и имена психиатров, занимавшихся такой работой. А самым известным, пожалуй, стал Обри Левин, проживающий сейчас в Канаде. Левин работал на вооруженные силы до середины семидесятых и носил звание полковника.

Левин утверждает, что никакого электрошока на самом деле не применялось. Специальное электронное приспособление, которые использовалось для психотерапевтических сеансов, питалось от батареек и не наносило человеку вреда, говорит врач. Единственным побочным эффектом, связанным с этим устройством, по словам медика, была боль в руке.

При этом Левин не отрицает, что в ряде случаев гомосексуалистам давали сильнодействующие наркотики, а лечение порой приводило к серьезным психиатрическим или физическим нарушениям. Также врач говорит, что нарушения прав человека и врачебной этики, если и происходили, то после его увольнения. При этом, однако, Обри Левин уже много лет живет в Канаде, и не рискует возвращаться в ЮАР.

В 1995 году Медицинская ассоциация ЮАР публично извинилась за свои действия. Однако полноценного открытого расследования действий врачей во времена апартеида так и не проводилось.