Перспективы «плана Маршалла» для Украины
02.03.2016 20:12

На днях информационное пространство Украины всколыхнуло заявление депутата немецкого Бундестага, главы немецко-украинской группы в Бундестаге Карла-Георга Вельмана о том, что Германия разрабатывает свой «план Маршалла» для Украины.

«Мы работам над новой стратегией для стабилизации и развития Украины вместе с украинцами. С гораздо большими финансовыми и политическими усилиями. Это нечто новое и будет идти в качестве дополнения к Соглашению об ассоциации», – рассказал Карл-Георг Вельман в своем интервью украинскому изданию «Сегодня», пишет Украинский институт анализа и менеджмента политики.

О том, что Украине нужна программа, подобная «плану Маршалла» раздумывали давно, но впервые информация о ней прозвучала из уст политика, представляющего западного партнера Украины, и вызвала активное обсуждение внутри страны.

«Это (стратегия – прим. ред.) еще в разработке, не став частью официальной политики. Это идея основательного „плана Маршалла‟ для восстановления экономики, управления, судебной системы и т.д. Если этот „план Маршалла‟ когда-нибудь начнет работать, то только под полным контролем и мониторингом (со стороны Германии, – прим. ред.). Европа – это судьба Украины. Но в первую очередь и вы должны делать свою домашнюю работу».

Высказывания Вельмана могут свидетельствовать о том, что в Германии раздумывают о том, чтобы применить к Украине практику, которую, в свое время реализовало правительство США в отношении послевоенной Европы. Основной целью стратегии, разработанной американским госсекретарем Джорджем К. Маршаллом-младшим, являлось восстановление разрушенной вследствие Второй мировой войны экономики стран Европы, модернизация промышленности этих европейский государств, аннуляция торговых барьеров и старт развития Европы в целом. Джордж К. Маршалл огласил о своем плане в 1947 году, а уже в апреле 1948 программа была запущена и завершилась в 1951. Западная Германия тогда была одной из 17 стран-участников процесса.

На том, что западные партнеры Украины готовы идти на большие финансовые затраты, потому что стабильная Украина – это стабильная Европа, акцентировал свое внимание в комментариях СМИ и экс-министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко.

По информации г-на Огрызко, сегодня имеется лишь «первый набросок» будущей стратегии, хотя сама инициатива появилась в начале осени (2015 – прим. ред.) и была в виде документа, который охватывает ключевые направления реформирования, необходимые для Украины. Он уверен, что если бы документ был принят хотя бы концептуально, то это позволило бы специалистам расписать его постатейно.

В том, что пока мало шансов на реализацию подобной стратегии, уверен и директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. «Финансово Германия не в состоянии реализовать полноценный „план Маршалла‟ для Украины, – считает аналитик, – но совместно с ЕС и США возможно могли бы это и сделать».

По мнению политолога Алексея Якубина, заявления Карла-Георга Вельмана сегодня выглядят больше как пожелания, чем как реальный план, и эти заявления пока никак не подтверждаются со стороны официальной Германии. «На данном этапе рано говорить о том, что Германия предлагает Украине какой-то план, который бы напоминал «план Маршалла» по обновлению Европы после Второй мировой войны», – констатирует политолог.

К тому же, отмечает спикер, Европейский Союз отдал предпочтение применению санкций по отношению к России, вместо того, чтобы разработать эффективный аналог «плана Маршалла» для Украины, который бы помог восстановить экономику нашей страны. Спикер добавляет, что ЕС не намерен отказываться от системы санкций, по крайней мере, до лета.

Владимир Огрызко уверен, что вопрос актуализируется, как только ослабнет внешнее давление на Германию, связанное с миграционным кризисом, в то время как украинские специалисты уже начали работу в этом плане. Руслан Бортник считает, что вопрос стратегии не продвигается, потому что не решено: где взять деньги для реализации, кто административно будет осуществлять подобный план в Украине, а также нет уверенности в результативности.

Экономический упадок Украины критично связан с внутренней политической ситуацией. Парламентский и коалиционный кризис, систематические «вспышки» коррупционных скандалов и общее снижение уровня жизни населения убеждают лишь в том, что основная проблема находится именно внутри страны, и ставит под сомнение попытки западных партнеров понять это и решить проблему с помощью внешних сил. Хотя об этомКарл-Георг Вельман также упомянул: «Это (украинский политический кризис – прим. ред.) широко обсуждается в политических кругах и СМИ. Вы должны осознавать, что все в украинском правительстве и парламенте интенсивно мониторится в Германии. Будущее Украины имеет большое значение для всей Европы».

Следуя словам аналитика Руслана Бортника, риски также состоят в том, что, прежде всего, эта ситуация (аналогичная реализации «плана Маршалла», – прим. ред.), при которой происходит дисквалификация национальных элит, и управление страны, по сути, переходит в руки внешних партнеров.

В отличие от разрушенной в 1947 и истощенной войной Европы, Украина еще находится в состоянии военного конфликта с Россией и пребывает в переговорном процессе со страной-агрессором. В чем также существуют скрытые угрозы идеи «плана Маршалла», ведь есть риск, что в обмен на помощь Украина будет вынуждена идти на какие-то уступки в геополитических вопросах и в текущем переговорном процессе.

Что же касается эффективности восстановления экономики Украины, то аналог Маршалловского плана, по мнению Руслана Бортника, должен обязательно включать в себя аспекты политической и экономической направленности. И, если в экономике необходимо осуществлять либерализацию экономических отношений, повышение социальных стандартов и государственные капиталовложения (в частности, в развитие инфраструктуры), то политический аспект вероятно должен включать в себя проведение досрочных парламентских, президентских выборов и, возможно, вынесение наиболее актуальных для страны вопросов на всеукраинские референдумы. Важно также создать структуры администрирования, которые бы могли без коррупции реализовать все проекты.

Тем не менее, пока действительно неизвестно, стоят ли за словами главы немецко-украинской группы в Бундестаге Карла-Георга Вельмана серьезные намерения западных партнеров Украины взяться за осуществление программы возобновления и готова ли сама Украина согласиться на возможные предложения с их стороны.