Жизнь за «поребриком»: в ДНР зашкаливает шпиономания
19.04.2016 18:18

Вот уже два года как жители Донецка живут в страхе – террористы "ДНР" с маниакальным упорством выискивают среди мирных людей сотрудников СБУ (а лучше – ЦРУ), засланных агентов НАТО и американских шпионов. Для того чтобы попасть в категорию неугодных, требуется всего лишь не удалить из телефона номер знакомого проукраинского активиста или высказаться за целостность Украины. Хватит и фотографии донецкого ландшафта в районе вокзала – обвинят в фотографировании стратегических объектов с целью корректировки артиллерийского огня.

Дончане рассказали сайту Сегодня.ua, каково им живется в условиях тотальной паранойи боевиков.

"Было дело, сфотографировал я на телефон сгоревший павильон на ж/д-рынке. Помните, когда был сильный обстрел и несколько точек загорелось, летом 2014? Вот хозяин одного павильона, мой друг, попросил сделать фотографии на телефон. Хотел с их помощью разговор о компенсации вести с "ДНР". Ну, так меня сразу же патруль и принял, сказали, что я диверсант, делаю фотографии, чтобы потом украинские военные смотрели на них и радовались. Я подумал, что патруль пьяный, но нет. Привели меня в здание бывшего "СБУ", долго расспрашивали, слава Богу, не били, а потом отпустили. Правда, заставили фотки удалить. Зачем – они сами не знали, сказали "для порядка", – поделился историей дончанин Андрей Егоршев.

По сравнению с 2014-м годом ситуация сейчас в Донецке менее напряженная. В позапрошлом году задерживались велосипедисты и любители бега, фотографы и поклонники селфи. Все они могли быть потенциальными наводчиками и разбрасывателями радиомаячков, о которых дончане много слышали, но ни разу не видели. "Слухи о жучках до сих пор ходят, и даже некоторые вспоминают, что их лично видели, как арестовывали шпиона, который их прикреплял или закапывал. Хотя зачем их закапывать – оставалось тайной", – отмечает дончанин Алексей Ложкин.

Фотографировать в Донецке открыто можно, только имея специальное разрешение. Находиться в прифронтовых районах – Петровский, часть Куйбышевского или Киевского – можно, но лучше не отсвечивать и слиться с местным населением в плане одежды и обуви. Комендантский час нарушать нельзя. Украинские песни и фильмы лучше смотреть и слушать дома, а не на публике. Ругать т.н. "ДНР" и ее руководство в частности лучше молча, а не в очереди – донесут. Впрочем, могут донести и за "подозрительных людей в гостях", если у кого с соседями не сложились отношения.

"В последнее время у нас часто о "покушениях" сообщают. То на одного, то на другого, вот на Гиви недавно покусились, вроде машину его взорвали, а сам он как будто успел выпрыгнуть. Как мне рассказывали, даже рядовые боевики не поверили в это покушение. Часто за благородное покушение выдают обычные пьяные разборки. Но что страшно – залив глаза, боевики могут начать стрелять по мирным, дескать, не так посмотрели или не то сказали, значит, враги-диверсанты-корректировщики. И никогда не угадаешь, кому в голову такое стукнут, скоро будет страшно ходить по улицам", – отметила дончанка Анна Легостаева.

"Задержание людей под различными предлогами может использоваться боевиками для получения выкупа. Фактически это средство заработка, которое очень широко распространено на оккупированных территориях, – рассказал военный эксперт Дмитрий Тымчук. – Их "госбезопасности" и "МВД" необходимо показывать свою работу для "галочки". Ведь они сами среди местного населения распространяют информацию о том, что на каждом шагу украинские шпионы и им необходимо шпионов показывать. Но критерий их выбора может быть совершенно случайным. Судя по отчетам "МГБ ДНР" относительно операции "Ночной город" в Донецке, то там просто хватали всех подряд, кто оказался на улице в комендантский час.

А те, кто пытался им что-то доказать – моментально становился украинским шпионом. Те, кто молча "отстегивал" – того отпускали".

По словам Тымчука, понятие "украинские шпионы" – достаточно широкое поле для фантазии боевиков. "Фактически на той территории (подконтрольной "ДНР", – ред.) сейчас махновщина, нет никаких правозащитных организаций и международных институций, в которые бы могли обращаться люди. Поэтому в этом плане незаконных задержаний у боевиков развязаны руки", – подчеркнул Тымчук.