Gazeta Wyborcza пишет, что больше всего пугает Россию в крымских татарах
20.05.2016 19:11

Размах репрессий оккупационных российских властей в отношении крымских татар свидетельствует о том, что Кремль очень высоко оценивает способность этого народа к самоорганизации.

Как передает ZN.UA, об этом пишет на страницах Gazeta Wyborcza Вацлав Радзивинович.

Он напоминает, что в среду, 18 мая, крымским татарам в Крыму было запрещено почтить жертв сталинских депортаций, которые произошли 72 года назад. Теперь, через два года после оккупации полуострова российскими войсками, лидеры крымских татар, которые наконец вернулись на историческую родину четверть века назад, снова стали изгнанниками. Меджлис под запретом, десятки крымских татар в тюрьмах, а минимум 20 - погибли или пропали без вести. Во вторник, за день до годовщины депортаций, в дома активистов ворвались агенты ФСБ и попытались их запугать, чтобы не смели чтить память тех, кто погиб во время трагедии 1944 года.

"СССР, а теперь Россия, ни один другой народ так долго не преследовали. И в этом нет ничего удивительного, потому что крымские татары имеют то, чего Кремль боится больше всего - солидарность и способность к самоорганизации", - пишет Радзивинович.

Как отмечается в статье, ветеран российского оппозиционного движения Людмила Алексеева в книге "История диссидентского движения в СССР" вспоминала, что российские диссиденты учились бороться с режимом именно у крымских татар. "А значит именно этот народ стал в некоторой степени учителем польской антикоммунистической оппозиции, которая на вооружение взяла многое из опыта коллег из СССР", - добавляет автор.

Радзивинович напоминает, что еще в 50-х годах крымские татары собирались в местах ссылки, чтобы создать "инициативные группы", которые первыми выходили сначала на отдельных улицах, затем в целых районах, а затем достигали городского масштаба. Одни ячейки налаживали связи с группами в других городах. Таким образом очень скоро появилась первая в СССР сетевая организация.

Крымскотатарские активисты действовали просто: они очень скрупулезно использовали законы Советского Союза, чтобы добиться разрешения вернуться в Крым. Они собирали десятки и даже сотни тысяч подписей, отправляли своих посланцев в Москву, которые потом целыми днями выжидали в коридорах советских чиновников, чтобы на них обратили внимание. И порой им удавалось попасть в кабинеты.

Крымские татары боролись с СССР хитро. Каждый год 22 апреля они собирались у памятников Ленину, чтобы отметить день рождения вождя, который "еще в 1921 году создал Крымскую автономную советскую социалистическую республику, давая крымским татарам право на самоуправление, язык, школы, газеты, литературу на национальном языке". Милиция не могла разогнать такие митинги, потому что они собирались для чествования основателя "страны пролетариев". Польский обозреватель замечает, что советская власть настолько боялась крымских татар, так никогда и не решилась их реабилитировать и разрешить вернуться в Крым.

После распада СССР, когда они смогли вернуться в уже украинский Крым, крымским татарам, которые составляют не более 13% от населения, пришлось противостоять агрессивному, хоть и плохо организованному, русскому большинству.

Владимир Путин, когда оккупировал Крым, пытался вести разговор с Мустафой Джемилевым. Обещал ему привилегии и высокие должности. Но в ответ услышал лишь, что русские солдаты должны покинуть Крым, а должности "имеет право назначать только наша законная власть в Киеве". Поэтому Путин, поняв, что не склонит крымских татар на свою сторону, начал репрессии.

Джемилева и большое количество его соратников выгнали из Крыма. Меджлис назвали враждебной организацией. А теперь Москва пытается целый народ силой заставить забыть о преступлениях, которые она против него совершила. "Размах репрессий, от которых страдают крымские татары, доказывает, что в Кремле очень высокого оценивают возможности этого небольшого народа", - говорится в статье.