Почему любая теория о происходящем в Казахстане сродни конспирологии
07.06.2016 14:10

Теракт в Актобе может быть как прелюдией к углублению кризиса, так и его симптомом. Об этом на страницах НВ сообщает директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.

Автор мнения напоминает о том, что в воскресенье, 5 июня, в казахстанском городе Актобе началась контртеррористическая операция. В Казахстане в связи с террористическим актом введен умеренный "желтый" уровень террористической опасности на 40 суток.

«Ситуация в Актобе является нетривиальной хотя бы по причине наличия сразу нескольких версий происходящего: от официальной, исходящей от властей Казахстана, до конспирологических в интернете. Очевидно, террористическая операция может быть как абсолютно спонтанной (в таком случае она останется одиночной, и не будет иметь продолжения), так и началом более серьезной дестабилизации», - пишет эксперт.

Разумеется, что когда речь идет об исламистах, попытавшихся напасть на военную часть и таким образом продемонстрировавших свое присутствие и готовность к радикальным действиям – это внешнее представление о произошедшем, то, что мы видим на всех экранах и в новостях. На самом же деле, в казахском политикуме сложилась довольно сложная ситуация, и в самом Казахстане это нападение может быть воспринято как сигнал к дальнейшей дестабилизации», - добавляет Игорь Семиволос.

По словам директора Центра ближневосточных исследований, внутри казахской политической элиты существуют достаточно серьезные противоречия, причем противоречия на основе традиционных структур - исторически сложившихся объединений казахов.

«Далеко не все жузы готовы сегодня воспринимать политику Назарбаева так, как раньше. И эти противоречия нарастают на фоне ухудшения экономической ситуации, сокращения доступа к ресурсам и арестов, которые мы сегодня наблюдаем в Казахстане, в том числе среди высокопоставленных чиновников и бизнесменов», - объясняет автор

Все это, по мнению Семиволоса, говорит о достаточно серьезном кризисе внутри казахской политической элиты. И теракт может быть как прелюдией к углублению этого кризиса, так и его симптомом.

«Про жузы говорить непросто, так как они – вещи в себе и, когда кто-то называет себя представителем, скажем, младшего жуза и выступает против Назарбаева, сложно понять, как это воспринимать – как позицию всего жуза или только отдельного представителя. К сожалению, мы чаще всего пытаемся обобщать позицию представителя с позицией жуза. В целом же, это симптом, как повышенная температура. Организм болен, и пока я не вижу лекарств, действий или врачей, которые могли бы справиться с ситуацией в Казахстане», - говорит эксперт.

«Разумеется, говорят и о российском следе; я такой информацией пока не обладаю. Это похоже на конспирологическую теорию, но, пока мы не получим больше информации, любая теория о происходящем в Казахстане будет конспирологической», - добавляет Игорь Семиволос.