Правительство идет по протоптанной дорожке предыдущего Кабмина, чтобы решить две задачи
02.11.2016 14:57

Составить прогноз относительно курса гривны реально невозможно, поскольку у нас нет базы для прогнозирования — нет курсовой стратегии от НБУ и правительства. Об этом в комментарии «Главреду» сообщил председатель Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук Андрей Новак.

По словам собеседника издания, составляя прогноз курса гривны, мы можем ориентироваться на среднегодовой прогноз курса на следующий год, который указан в проекте бюджета на 2017 год, а также неоднократно был подтвержден из уст премьер-министра и главы НБУ.

«Он закреплен на уровне 27,2 гривны за доллар. Очевидно, что правительство и НБУ будут, как минимум, до этого показателя девальвировать гривну, и на сегодняшний день это на 100% искусственная девальвация», - отмечает экономист.

По словам Новака, по экономическим параметрам в Украине уже год нет никаких оснований и причин для девальвации гривны, поскольку три фактора, которые формируют курс любой денежной единицы, в том числе гривны, у нас уже год как положительные.

«Первый фактор — внешнеторговый баланс экспорта и импорта. Он у нас более-менее сбалансирован. В начале года у нас было плюс миллиард долларов, сейчас — приблизительно минус миллиард долларов. Это относительно сбалансированная торговля. Это не 2014 год, когда у нас было минус 14 миллиардов долларов по торговле. Сейчас все более-менее сбалансировано. Высокими темпами падает экспорт, еще более высокими — импорт. В основном так происходит из-за того, что мы резко сократили наш главный импорт, а именно — российские энергоносители. Теперь у нас внешняя торговля более-менее сбалансирована», - отмечает эксперт.

«Второй фактор — платежный баланс, который, помимо торговли, учитывает еще и прямые финансовые потоки, приток и отток валюты. Тут у нас также сведенный баланс положительный — плюс полмиллиарда долларов. Это благодаря масштабной внешней финансовой помощи, которую Украина получает из разных источников. Это и расширенная программа сотрудничества с МВФ, и Мировой банк расширил программу сотрудничества с Украиной, дают также деньги Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк, а, кроме того, правительства многих стран предоставляют нам прямую или финансовую помощь либо кредиты. Например, США дают гарантии на 1 миллиард долларов уже второй год подряд, прямую финансовую помощь на оборону по 300 миллионов долларов ежегодно, ну, и правительства других стран: Германии, Канады, Японии, Австралии, Евросоюза. Благодаря этому у нас положительный платежный баланс», - добавляет экономист.

«Третий фактор — государственный долг. Как мы помним, в прошлом году Украина получила реструктуризацию долгов со списанием 20% долга. Так что это сейчас также не давит на курс гривны. Потому теперь не нужно покупать так много валюты, чтобы обслуживать госдолг», - констатирует собеседник издания.

Все три фактора, продолжает Андрей Новак, формирующие государственный курс, у нас уже, как минимум, год — положительные. Поэтому у нас есть все возможности для сохранения не просто стабильной гривны, но и для ее укрепления.

«Однако продолжается девальвация, и она искусственная и спланированная. Об этом свидетельствует и Бюджетная резолюция, которую правительство подало несколько месяцев назад. В ней закреплен прогноз курса на уровне 27,2 гривны за доллар. Хотя когда правительство подавало это Бюджетную резолюцию, на рынке курс был 24,5 гривны за доллар. И, даже не имея никаких оснований для девальвации (как я вам уже доказал), тем не менее, в Бюджетной резолюции на 2017 год правительство заложило 27,2, то есть довольно серьезную дальнейшую девальвацию. Как я понимаю, правительство и дальше будет искусственно обесценивать гривну», - говорит эксперт.

«Для чего это делается? Очевидно, ныне действующее правительство идет по протоптанной дорожке предыдущего Кабмина, когда за счет девальвации решаются сразу две задачи. Первая из них — наполнение государственного и местных бюджетов посредством инфляционного эффекта, который наступает после девальвации. Вторая — удовлетворяются аппетиты наших экспортеров, то есть главных финансово-промышленных групп. Для экспортеров чем дороже иностранная валюта — тем лучше для них. Это легкий путь для правительства и экспортеров. А вот для всех граждан Украины и всех предприятий, которые не являются экспортерами, девальвация очень вредна, поскольку она снижает покупательную способность населения и платежеспособность всех предприятий, не являющихся экспортерами, то есть всех малых, средних и крупных (которые ориентируются на внутренний рынок) предприятий, и, как мы понимаем, таких предприятий преимущественное большинство», - добавляет Новак.

По словам экономиста, причин для девальвации вообще нет.

«Если искать связь между поступлением траншей МВФ и стабилизацией курса, то, к сожалению, у нас такая связь почему-то не наблюдается за последние два с половиной года: транши к нам приходили, а девальвация продолжалась. Поэтому что-то прогнозировать сложно. Когда правительство намерено выйти на плановый уровень — 27,2, мы не можем сейчас сказать: то ли это будет в конце этого года, то ли в начале следующего, то в середине следующего года», - резюмировал специалист.