В Украине можно продать квартиру и купить политическую партию
02.02.2017 12:01

В Украине активизировалась торговля политическими партиями. Сформировалась целая подпольная биржа, и, судя по спросу (по некоторым данным, за последнее время сменили хозяев не менее 10 политсил), политические инвесторы вовсю готовятся к избирательным кампаниям. В товаре также нехватки нет: годом ранее на «рынке» в один день появились десятки партий, пишут Вести.

«Если кому-то реально нужна партия — можем договориться. После цены вырастут в два раза минимум. У меня 2015-й и 2013-й года регистрации, та, что постарше, стоит дорого», — объявлений такого рода на профильных форумах десятки, если не сотни. Большинство оставляют юристы-посредники и целые компании, которые занимаются созданием партий, оформлением документов.

«Я в бизнесе уже 15 лет, веду партии от идеи создания, сбора подписей (для регистрации их нужно собрать 10 тыс. в двух третьих областей страны. — Авт.) до проведения съездов и избирательных кампаний, — рассказала «Вестям» юрист Ольга. — В последний месяц есть оживление — это подтверждение грядущей кампании».

Цена вопроса увеличилась, хоть и не вдвое. Если за регистрацию нужно отдать 224 тыс. грн (плюс заложить порядка $3 тыс. расходов на этапе сбора подписей и регистрации первичных организаций), то цены на готовую партию «под ключ» стартуют с $30–40 тыс. (по сути, по цене двухкомнатной квартиры в Киеве).

«Сейчас цены начинаются с $40 тыс. за сырую, диванную партию, и это не считая регистрационных расходов на юристов (ориентировочно еще плюс $5 тыс.). А за $100 тыс. уходят партии с историей, которым более пяти лет и за которой не тянется шлейф конфликтов, — пояснил политтехнолог Андрей Золотарев. — Также многое зависит от того, есть ли у политсилы региональная структура, «живой» сайт, собственные печатные СМИ — за каждый из этих пунктов можно добавлять по 10% к сумме». Дозвонившись по одному из объявлений о продаже «партии с местными парторганизациями, статусом неприбыльности, зарегистрированной партсимволикой, тремя печатными СМИ, поданной отчетностью в ГФС и НАПК, сайтом и т. п.», мы узнали, что продается политпроект 2015 года регистрации (название пообещали сообщить при встрече).

«Таких, чтобы подали всю отчетность, немного — этим наше предложение и интересно. Неужели хотите уже после покупки узнать, что на партии висят стотысячные штрафы?» — сказал посредник, представившийся Антоном Геннадьевичем.

Интересно, что процесс создания новых партий активизировался перед повышением сбора в январе 2016 года. «Тогда одной датой, 22 января, зарегистрировали более 20 партий — заведомо под продажу», — уточнила юрист Ольга. В данный момент на сайте Минюста зарегистрировано уже 352 партии. 40 из них получили документы о регистрации в прошлом году. Среди них, к примеру, «Цыганская партия Украины» и «Грузинская партия Украины», «Трибунал» и «Свідома нація». В руководителях из узнаваемых лиц — нардеп и сын композитора Евгений Рыбчинский (партия «Порядок и справедливость») и экс-регионал Валерий Коновалюк («Новая Украина»).

«Сумма при передаче партии перечисляется через банк, с нее платятся налоги. Заключить договор о купле-продаже политсилы невозможно по закону, поэтому ставим в договоре пункт «предоставление юридических услуг», — сказал еще один посредник.

Моральный аспект — ведь продается партия, которая (по идее) должна быть выразителем взглядов своих сторонников, — не волнует как юристов, так и потенциальных покупателей. «Наша инициативная группа, «Хвиля», хочет создать партию. И нет принципиальной разницы — делать по всей процедуре, включая сбор подписей, или провести ребрендинг уже существующей партии, — поделился нардеп Виктор Чумак. — Нет никакого смысла создавать очередной, 351-й, проект».

Также на форумах предупреждают о партийном рейдерстве. «Внимание! Жулики украли партию! Первичное название «Дружба», переименовали в «Розумна сила України» — подали (в Минюст. — Авт.) протокол съезда о смене названия, указали делегатов. Но этих делегатов никто не избирал», — жалуются в таком объявлении.

«На самом деле, подобные конфликты случались и раньше, когда за спиной у лидера партии сговариваются местные ячейки и идет раскол, а вот такого рейдерства я не припомню, — сказал Золотарев. — Момент показательный: законы социума докатились и до столь деликатной сферы, как регистрация партструктур».

В цене — партии старше трех лет. Собеседники «Вестей» пояснили это новой редакцией Избирательного кодекса (готовится депутатами, в частности, от БПП): одной из главных норм будет ограничение участия партий по «возрастному» цензу. «Тем, которые младше трех лет, запретят участвовать в кампании. Но закон не будет иметь обратной силы (то есть с выборов снимут только партии, появившиеся после регистрации закона. — Авт.) Также ужесточат требования по финансированию партий — чтобы не тратили огромные бюджеты на рекламу и развивали сеть региональных партячеек», — сказал нам Золотарев.

Избирательная система может быть пропорциональной, с открытыми списками (или т. н. «праймериз»). «Недавно было собрание, участие приняли более сотни мажоритарщиков: боятся, что им придется вливаться в партии на невыгодных условиях, — уточнил нардеп от БПП Сергей Каплин. — Это выгодно «Народному фронту», который хочет разбавить ряды менее токсичными людьми, и небольшим партиям, — например, «Самопомощи», — ограниченным финансово».

Впрочем, эксперты считают, что такие новинки могут привести к консервации системы, в чем заинтересованы существующие парламентские партии. «Но Украине нужно идти обратным путем, снижая парламентский барьер с 5% до 1%, как в свое время поступил Израиль, чтобы перезагрузить свой Кнессет, — пояснил политолог Руслан Бортник. — Это позволит привести в Раду большой спектр политсил, чтобы снять вопросы авторитарных моделей управления парламентом».