«Наш курс неадекватен»: почему Украина портит отношения с Польшей и Германией
09.02.2017 23:45

Неделя стала тяжелой для украинской дипломатии.

Сначала глава правящей партии Польши Ярослав Качиньский заявил о неприемлемости реабилитации фигуры лидера ОУН, пишут Вести.

«С Бандерой Украина в Европу не войдет», — без обиняков сказал он. Затем разразился скандал с посольством Германии. В ответ на высказывание посла (Эрнст Райхель не считает необходимым условием выборов на Донбассе полный контроль Украины) ряд депутатов объявили посольству бойкот, а нардеп Алексей Гончаренко (зампред фракции БПП) изваял слово NEIN! красными буквами на фрагменте Берлинской стены у здания посольства. Эксперты считают: после этого союзников у Киева может не остаться вовсе.

«Поссориться с Германией — надо было хорошо постараться, тем более после успешного визита президента к Ангеле Меркель. Теперь немецкая пресса пишет об акте Гончаренко, используя слово beschmiert (измазал, заляпал. — нем.)», — рассказал «Вестям» эксперт-международник Олег Волошин. МИД Германии осудил поведение депутата: по словам его представителя Мартина Шефера, сотрудники посольства пытались остановить действия Гончаренко, но не смогли — нардеп заявил о своей неприкосновенности.

«Он подлежит международно-правовой ответственности по Венской конвенции о дипсношениях от 1961 года — нарушил п. 2 ст. 22, согласно которой «на стране пребывания лежит обязанность применять все надлежащие меры для защиты помещений представительства», — пояснил дипломат Маркиян Лубкивский.

А ГПУ заявила об уголовном производстве по статье «Хулиганство». Кстати, и сам президент поспешил откреститься от своего же депутата: мол, поведение неприемлемо и не отображает позиции фракции.

«Это обычный депутат — не дипломат, не чиновник. Директора политического департамента МИД Украины и Германии уже ведут консультации, но глобального поворота не будет: «Минск» остается в силе, никто не будет портить из-за него отношения на уровне Порошенко — Меркель», — пояснил «Вестям» международник Антон Кучухидзе.

"Качиньский как Брежнев"

А вот с Польшей ситуация хуже. «Выпады со стороны их руководства дикие, попахивают 30-ми годами прошлого века — Качиньский превращается в подобие Брежнева. Но нам нужна их поддержка, мы готовы игнорировать выпады Качиньского», — считает политолог Тарас Чорновил.

Впрочем, в заявлениях лидера «ПиС» есть и вина нынешнего украинского руководства. «Тему Бандеры (а значит, и Волынской резни) договорились закрыть путем примирения и уважения жертв еще Кучма и Квасьневский. Опять же, поставили кладбище «орлят» во Львове, — прокомментировал Кучухидзе. — Но нынешняя власть запустила процесс переименований, декоммунизации. С его началом Варшава по разным каналам — дипломатическим и политическим — передавала Киеву, что делать этого не стоит. Но у нас показали, что позицию поляков никто учитывать не собирался, в итоге имеем кризис».

Какие последствия ждут

Экс-глава МИД Константин Грищенко называет три причины кризиса: во-первых, власть выдала слишком много обещаний. «Партнеры убеждаются в том, что ничего не выполняется», — уточнил дипломат. Во-вторых, Запад не воспринимает исторические трактовки нынешних украинских элит. В-третьих, отсутствие какой-либо стратегии урегулирования конфликта на Донбассе. «Согласие на Минские договоренности было дано на условиях, которые изначально вызывали возражения в Раде. Но руководство Украины дало добро, а выполнить неспособно… Это вызывает усталость у партнеров», — сказал Грищенко «Вестям».

«Даже немецкие политики, настроенные негативно в отношении РФ, будут говорить то, что нам не нравится. Они, например, убеждены, что решить конфликт можно лишь путем выборов. Мы им отвечаем: давайте выгоним оттуда всех сторонников затем пару лет будем заниматься пропагандой и лишь потом согласны на выборы. Но это невозможно. Весь наш курс неадекватен», — пояснил Волошин.

Последствия будут губительными. Во-первых, это перевод Украины в ранг «объектов» международной политики (причем спрашивать у Киева уже особо никто ничего не будет). Во-вторых, отказ в финансовой и донорской помощи. «Это грозит окончательной потерей доверия в международном сообществе — ни политической, ни моральной, ни финансовой поддержки партнеров ради сохранения своей же государственности больше не получим», — предупредил Константин Грищенко.