Источник: Украинский вопрос и встречу с Порошенко у Трампа отложили до лучших времен
31.03.2017 09:57

В США назначили «главного» по украинским вопросам. В администрации Дональда Трампа Восточная Европа (и кризис на Донбассе) будут выведены из полномочий Госдепа, и переданы вице-президенту Майклу Пенсу. Последствий для Киева несколько: его выносят за скобки, указывая на выполнение Минска, а макроэкономическую помощь ставят в зависимость от прогресса в реформах, пишут Вести.

По словам собеседника издания в экспертных кругах, украинское направление будет курировать помощник вице-президента Майкла Пенса — в иерархии он гораздо ниже предыдущего «куратора», вице-президента Джозефа Байдена, и «уже начал формировать позицию новой администрации в отношении Украины».

«Речь о Фионе Хилл, это спецпомощник президента США, старший директор по России и Европе в Совете безопасности, — сообщил директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков. — Параллельно будет работать и Рекс Тиллерсон (глава Госдепа. — Авт.), в режиме двусторонних переговоров с Сергеем Лавровым (глава МИД РФ). Это опосредованное участие в Минском процессе без формализации участия США».

Фиона Хилл — научный сотрудник Брукингского института в Вашингтоне, в 2006–2009 годах была экспертом по вопросам РФ в Нацсовете по разведке США и соавтор книги «Мистер Путин: спецагент в Кремле» (на Amazon.com продается за $24).

«Для США критически важно обеспечить в Украине стойкость системы управления. Они тратят свои деньги, понимая, что их уже не вернут, и хотят получить в обмен стабильность», — считает политолог Руслан Бортник.

Судя по статье, написанной Хилл в конце 2016-го в соавторстве с экс-послом США в Украине Стивеном Пайфером для ее же института, добиваться этих целей Вашингтон будет методом кнута и пряника. «Администрация Трампа должна придерживаться текущего курса с учетом корректировок ситуации в Украине или изменения политики в Москве», — пишет Фиона Хилл, приводя инструменты: влияние на ход реформ («пряник» — оборонительное вооружение), непризнание аннексии Крыма, сохранение Минска как переговорной платформы (при этом США даже могут войти в процесс, но лишь в случае реальной возможности решения конфликта). Указывается, что «слабая» власть в Киеве неспособна на шаги в имплементации Минска, а если Москва пойдет навстречу по Минску, будет «улучшение отношений РФ с Западом».

«Прежней «лафы» для евроромантиков, когда можно взять у МВФ и других инвесторов траншей $12 млрд и не показать результатов, уже не будет. Запад станет более требовательным и в антикоррупционной политике. Логика будет такой: чем дальше от реформ, тем меньше поддержки», — сказал политолог-международник Антон Кучухидзе.

Практически это означает: отношения по линии Трамп — Порошенко на паузе. По данным международного эксперта Андрея Бузарова, встречи президентов не стоит ждать ближайшие полгода. Петр Порошенко смог озвучить свои предложения только Майклу Пенсу на Мюнхенской конференции по безопасности в конце февраля и еще раньше — переговорить по телефону с Трампом. «Но отношений с ним нет, с нашей стороны лишь имитируется двусторонняя работа, а МИД и АП регулярно придумывают для публики очередные оправдания, почему встреча переносится. Сейчас это мифическое согласование повестки», — считает Рудяков. Тем временем повестка США в Европе уже известна.

«12 апреля — визит Тиллерсона в Москву, 2 мая — визит туда же Ангелы Меркель. В обоих случаях обсудят наш вопрос. 26 мая Трамп, возможно, посетит заседание глав стран — членов НАТО в Брюсселе, это его первый зарубежный визит, на котором украинская тема прозвучит отчетливее (но без участия украинских представителей. — Авт.), — перечисляет Бузаров. — Наконец, в начале июля может состояться встреча Трампа и Путина в Берлине, в рамках G20».

Таким образом, глобально «украинский вопрос» могут отсрочить до осени (после выборов в Германии). В этой связи примечательно последнее высказывание Фионы Хилл применительно к старту диалога с РФ. «Возможно, стоит отделить украинскую проблему и начать с Ближнего Востока».

«Ясно, что Украина не будет на первом месте в их повестке — для них приоритет Сирия, а глубина отношений с Киевом стоит в зависимости от сотрудничества или антагонизма по линии США — РФ, — убежден Кучухидзе. — А у них гораздо больше точек соприкосновения, чем кажется Киеву: это и нераспространение ядерного оружия, и закладка системы ПРО в Южной Корее». Впрочем, есть и альтернативное мнение. По словам политэксперта Тараса Чорновила, дипломаты договорились о встрече президентов, но когда она состоится — зависит от США.

«Отношения выровнялись, но не хватает заинтересованности президента США в работе «нормандской четверки» — Обама буквально стоял у нее за спиной, вникая в каждый вопрос», — заключил эксперт.