Кто из топ-чиновников Украины доверил деньги «дочкам» российских банков
05.04.2017 10:56

«Вести» проанализировали электронные декларации чиновников, которые в нашей стране знают о деньгах больше других, — президента и премьера, министров финансов и экономики, нардепов из финкомитета Рады, должностных лиц Нацбанка.

Как выяснилось, подавляющее большинство профильных политиков доверяют именно госбанкам, а свои сбережения хранят в трех валютах — в евро, американских долларах и британских фунтах, причем в евро и фунтах чаще всего хранят деньги те политики, кто ездит по делам в Европу и знает, как вовремя сыграть на курсе.

В Ощадбанке хранят деньги родственники премьера Владимира Гройсмана, главы Нацбанка Валерии Гонтаревой и ее замов — Екатерины Рожковой и Олега Чурия, а также первого замминистра экономики Максима Нефедова. Немногим меньше сбережений чиновников и их близких в банке с европейским капиталом Райффайзен банк Аваль (один из владельцев — Европейский банк реконструкции и развития).

В нем имеют счета семьи Олега Чурия, членов финкомитета Рады Леонида Климова и Павла Ризаненко, причем у последнего счет на более чем полмиллиона долларов открыт в российской «дочке» Райффайзена в Москве. А вот семья министра финансов Александра Данилюка предпочитает недавно национализированный ПриватБанк и британский National Westminster Bank.

Не особо доверяет госбанкам президент Порошенко — он и его семья хранят сбережения в МИБ, в котором ему принадлежит контрольный пакет акций, а также в швейцарском Rothschild Bank AG.

Примечательно, что, несмотря на ввод санкций против «дочек» российских банков, у Валерии Гонтаревой и ее зама Дмитрия Сологуба есть сбережения в Альфа-Банке (он хоть и является банком с российским капиталом, но под санкции не попадает, так как не принадлежит госструктурам РФ), а в банке ВТБ (этот банк под санкциями) есть счет у члена комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, мужа Натальи Королевской Юрия Солода.

Кроме того, есть среди главных финансодержателей и такие, чьи средства «зависли» в лопнувших банках. В частности, у замов Гонтаревой — Екатерины Рожковой и Якова Смолия — в декларациях указаны счета в Дельта- и ПлатинумБанке (к слову, ГПУ с НАБУ подозревают Рожкову в незаконном выведении денег из Платинума).

Первый замглавы финкомитета ВР Михаил Довбенко оставил свыше 7,5 млн грн в «Хрещатике», а его коллега Руслан Демчак указал, что у него осталось 10 грн и 24 британских фунта в Радикал Банке. Член профильного комитета ВР Александр Жолобецкий верен наличке — в его декларации не указано счетов ни в одном из банков, зато кешем — $175 тысяч и 380 тыс. грн.

Эксперты считают, что политики делают ставку на надежные банки. «Райффайзен — один из самых надежных европейских банков. В ПриватБанке деньги держат те, кто хочет получить неплохой процент от своих денег. Что касается Ощадбанка, то тут, скорее всего, срабатывали личностные контакты — есть группа чиновников, которую связывают дружеские отношения с руководителем этого банка. Зарабатывать там невыгодно, так как проценты по вкладам небольшие», — говорит финансовый эксперт Алексей Кущ.

Управляющий директор Кредит Оптима Банка Игорь Львов считает, что доверие к госбанкам отчасти связано с тем, что в случае финансовых проблем у банка закон предписывает компенсацию всей суммы, а не только вкладов в 200 тыс. грн.

А вот то, что ключевые персоны (как Порошенко и Данилюк) не хранят деньги в украинских банках, симптоматично: «Если первые лица страны хранят деньги за рубежом, то и люди вряд ли будут охотно вкладывать средства в наши банки», — считает Кущ.

По словам экспертов, доллары и евро — традиционная валюта, причем в евро держат те, кто хочет заработать на колебаниях курса или те, кто имел бизнес в Европе. «Евро удобен для расчетов, а британский фунт удобен для вложений — имея инсайдерскую информацию его можно удачно вложить или обменять», — говорит Кущ.

«Британский фунт — одна из самых успешных валют еврозоны. По той же причине многие хранят сбережения в швейцарском франке, канадском долларе и японской йене — это топ твердых валют мира», — добавил Львов.