Forbes: Конфликт «Нафтогаза» и «Газпрома» столкнул лбами США и Европу
22.06.2017 16:07

Авторитетное издание Forbes опубликовало статью под названием "Украина идет в наступление на российскую трубу, Европа бесится", в которой анализирует сложившуюся ситуацию вокруг "Северного потока-2", "Газпрома", "Нафтогаза", Европы и США, передает "Вести".

С благославления Вашингтона Украина начала наступление против трубопровода, протянутого по дну Балтийского моря, предполагая, что его работа будет означать смерть государственного "Нафтогаза".

"Нафтогаз" - одна из важнейших компаний в стране и связующее звено между российским газом и европейским рынком. Это битва на смерть. Но только в этот раз на одной стороне выступают Украина и США, а на другой - как ни странно - европейцы и русские.

У этого конфликта долгая и сложная история. "Нафтогаз" и "Газпром" переживают горький бракоразводный процесс, в котором европейцы выступают в качестве посредников. Одно арбитражное разбирательство за другим проходят в Стокгольмском суде по поводу контрактных споров с участием двух компаний. "Газпром" является единственным в Европе поставщиком природного газа. Компания находится под управлением правительства России. Контракты "Газпрома" на поставку уже давно стали предметом конфликтов. "Нафтогаз" возмущается и говорит о нечестной игре. Суды примут решение по этому вопросу, но только Бог знает, когда.

В результате кризиса между двумя странами "Газпром" обратил внимание на Турцию и еврпейцев, предложив им проложить альтернативные трубопроводы. Турки строят "Турецкий поток". Немцы, австрийцы, Немцы, французы, австрийцы и британцы надеются построить Nord Stream II. Украина называет это политическим шагом, чтобы урезать прибыль "Нафтогаз" на поставках российского газа в Европу.

А теперь сложная часть. Антироссийские сенаторы, большинство из которых - республиканские анти-трамповцы, закручивают гайки в отношении российских нефтегазовых компаний. Здесь есть три цели:

наказать Россию за поддержку антиправительственных сил в Украине;

лишить Трампа возможности выполнять свои конституционные обязанности, среди которых есть и полномочия на отмену санкционного режима;

помочь американским бурильщикам природного газа и потенциальным экспортерам.

Это приводит европейцев, в частности - Германию, в бешество.

14 июня Сенат США принял законопроект с разницей голосов 97-2 в пользу экстратерриториальных санкций в отношении российской нефти и газа. Это означает, что Сенат хочет дать президенту страны полномочиям наказать компании, занимающиеся определенными видами бизнеса, которые поддерживают определенные бизнес-связи с находящимися под санкциями российскими фирмами, причем это будет касаться не только тех компаний, которые работают в России, но и тех, что действуют за ее пределами. В санкционный список попал и "Северный поток 2".

Через пять дней "Нафтогаз" дал намек на то, что будет лоббировать в ЕС противодействия "Северному потоку". В заявлении говорилось, что Европейская комиссия "должна использовать свой мандат в качестве опекуна интересов европейских потребителей и настаивать на применении третьего энергетического пакета к проекту Nord Stream II".

В Украине газ также является преимущественно российским, но транзитные линии принадлежат "Нафтогазу" и Украине. Украина является традиционным маршрутом в Европу для российского природного газа. Через Украину проходят четыре магистральные трубопроводные артерии. Они связаны главным образом со старыми странами Варшавского договора, такими как Польша и Болгария.

Карта "Северного потока-2"

"Нафтогаз" наловчился играть на сердечных струнах стран ЕС, которые и так политически предвзяты к России. Антироссийская позиция конгресса противостоит президенту Дональду Трампу, но Трампу устроили такую порку из-за России, что защита идеи разрядки с Кремлем кажется бесполезной. Россия является энергетическим конкурентом США, но она является энергетическим партнером Европы. Добавление Nord Stream к счету создает еще больше напряженности. При всех своих разговорах о принадлежности к европейскому сообществу Украина все равно выбрала дядю Сэма. Когда дело доходит до союзников, Украина все еще оказывается в альпинизме. Когда доходит во вопросов определения союзников, Украина по-прежнему обнаруживает себя, карабкающейся в грязи и соскальзывающей вниз.

Проект был сначала отклонен Польшей, поскольку она потратила миллионы на новый терминал для сжиженного природного газа, а Nord Stream II оказался удивительной и более дешевой альтернативой. Кто мог подумать, что русские предложат проложить новую трубу рядом с уже действующей? Антимонопольные органы Польши и законодатели запретили Shell и другим фирмам участвовать в этой сделке, опасаясь, что они усилят свой контроль на рынке поставками газа в Польшу.

Карта "Турецкого потока"

К сожалению, Польша выступила против преобладающих в создании ЕС выгод. Правительство выступает против предпочтительной политики открытых границ Германии по распределению мигрантов. Неясно, есть ли у Польши сил для того, чтобы остановить "Северный поток" самостоятельно. Это может сделать только Вашингтон своими санкциями. Или этот вариант, или вариант, при котором европейские энергетические компании передумают и решат, что деньги вместо них должна зарабатывать Украина.

Украина делает все возможное, чтобы привлечь внимание Европы. Для них Nord Stream II является серьезной угрозой существующим маршрутам Украины, но они вынуждены вести разговоры о том, что это на самом деле значит для Европы, а не для финансов самой Украины. Апеллируя к природоохранным органам, эта компания выдвинула идею о том, будто Nord Stream II наносит "неоправданный ущерб экологии" Балтийского моря.

Санкции против Nord Stream II зависят от того, в какой версии этот законопроект будет принят в палате представителей, и прежде всего от того, согласится ли Министерство финансов президента Трампа претворять эти санкции в жизнь. Тем не менее, это совершенно новая угроза, которая заставляет крупные европейские энергетические фирмы либо отказаться от сделки - проекта, в который они уже вложили капитал, - или добавить страховые расходы в случае, если Казначейство США решит их оштрафовать.

"Некоторые партнеры ЕС в перспективе могут отказаться от участия в проекте из-за угрозы санкций, - говорит Ариэль Коэн, старший научный сотрудник Атлантического совета. - Это реально даже в случае, если США сейчас решаат не прибегать к такому варианту".

Отрицательная реакция на законопроект Сената исходит не от Shell или British Petroleum. Она исходит от немецких компаний Wintershall и Uniper, а также от их австрийского партнера OMV. Они — главные спонсоры балтийского трубопровода. Судя по восклицательным знакам в их заявлениях, эти компании недовольны американскими сенаторами.

Репортер издания о нефти и газе Platts Стюарт Эллиот отметил это недовольство в своей статье, приведя отдельные выдержки из этих заявлений.

"Мы не можем согласиться с угрозами санкций против европейских компаний, которые хотят расширения поставок энергоресурсов в Европу!"

"Европейские поставки энергоресурсов — это дело Европы, а не США!"

"Внешнеполитические интересы ни в коем случае нельзя увязывать с экономическими интересами! Еще есть время и возможности, чтобы предовратить это!"

Ранее, инвестор "Северного потока-2", глава немецкой нефтегазовой компании Wintershall Марио Мерен отказался считаться с проблемами Украины. По его словам, на протяжении десятилетий европейские потребители платили миллиарды за транзит газа через Украину.

В конце апреля компания-оператор Nord Stream 2 AG заключила соглашения о финансировании строительства газопровода через Евросоюз с несколькими европейскими компаниями. К финансированию проекта присоденились гиганты Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall.

В свою очередь в "Нафтогазе" обратились к США с просьбой наказать всех участников консорциума. Проект газопровода "Северный поток-2" будет иметь негативные последствия не только для Украины, но и для стран Центральной и Восточной Европы, заявил Коболев.

Проект "Северный поток-2" (Nord Stream 2) предполагает строительство двух ниток газопровода от побережья России через Балтийское море до Германии. Общая пропускная способность составит 55 миллиардов кубометров в год.