15.06.2005 23:03
Как стало известно в среду, 15 июня, в США уже давно стало традицией назначать так называемых политических доноров на должность послов.

На прошлой неделе президент Джордж Буш назначил двух ведущих активистов по сбору средств для политических целей - Роберта Таттла и Рональда Спогли - на пост глав дипломатических миссий США в Великобритании и Италии. Эти назначения не вызвали особой реакции общественности.

Более того, в США уже давно стало традицией назначать так называемых политических доноров на должность послов. Таттл сменит на этом посту Уильяма Фэриша - коневодa, который провел на скаковой дорожке чуть ли не больше времени, чем на дипломатическом треке. В 1969 году Ричард Никсон назначил послом США в Великобритании богатого издателя Уолтера Анненберга, а в 1938 году Франклин Рузвельт назначил на этот пост состоятельного Джо Кеннеди из Новой Англии. Об этом сообщают Подробности.

По данным организации "Паблик Ситизен" по защите прав потребителей США, к августу 2004 года должности послов занимали 30 человек из числа ключевых политических доноров, собравших более 100 тыс. долларов на избирательные кампании Буша 2000 и 2004 годов. После выборов 2004 года число таких назначений еще больше возросло, несмотря на то, что они открыто нарушают закон 1980 года о государственной службе в зарубежных странах, в котором, в частности, говорится: "Вклад в избирательные кампании не должен влиять на принятие решений о назначении граждан на должность глав дипломатических миссий".

При этом Буш - не первый президент США, нарушивший этот закон. Аналогично поступал и Билл Клинтон, который поровну распределил третью часть (30%) посольских рангов между своими политическими донорами, причем это средний показатель, по данным американской ассоциации государственной службы в зарубежных странах. Джимми Картер был наиболее законопослушным - его показатель составил 24%. Ричард Никсон (30%), как это ни удивительно, несколько отстал от Джона Кеннеди (34%).

Однако самая серьезная ошибка заключается в том, что связь между денежными интересами и дипломатическими консульствами слишком очевидна. В июне 1971 года, говоря о крупном "политическом доноре" Реймонде Гесте, Никсон в известном разговоре с главой своего предвыборного штаба Холдеманом сказал: "Я уверен, что он говорит по крайней мере о сумме в четверть миллиона, так как в прошлый раз в 65-ом он собрал 100 тысяч долларов... Теперь он может стать послом в Брюсселе. То есть я хочу сказать, что тот, кто хочет стать послом, должен быть готов заплатить за это хотя бы 250 тысяч долларов".

Отзвуки этого неосторожного заявления Никсона слышны и по сей день. В 2001 году один из ведущих участников избирательной кампании Буша Дуэйн Экли написал письмо Майку Джоансу, который тогда занимал пост губернатора штата Небраска и теперь является министром сельского хозяйства США. В этом письме, опубликованном в феврале, он выразил свое недовольство следующим образом:

"Несколько недель назад Джек Оливер (один из политических доноров Буша) сказал мне, что я вряд ли буду назначен на должность посла в одной из восьми ключевых стран. С тех пор не было никаких известий, в то время, как все, кого я знаю, уже получили назначения. Например, наша общая знакомая Сью Кобб (Sue Cobb) уже назначена послом в Ямайке. Не понимаю, почему про меня забыли".

Наиболее престижные посты включают посольства в Лондоне и Париже, а также в южных курортах, таких как Багамы. "Некоторые из них продаются, некоторые надо заработать - обычно одно из двух", - говорит Пол Лайт, профессор нью-йоркского университета, специализирующийся на вопросах государственной службы.

Но все-таки существуют некоторые ограничения. "Японцы, например, восприняли бы назначение политического донора, как оскорбление, так как торговым отношениям (с США) там придается очень большое значение, - говорит профессор Лайт. - Россия - тоже запретная зона для расточительных доноров".

Интересно, что такие доноры становятся хорошими дипломатами. "Самое главное - отношения с президентом, - говорит бывший посол при президенте Клинтоне. - Если ты действительно один из главных доноров, и у тебя есть доступ к президенту, то ты сможешь работать намного более продуктивно, чем человек, просто строящий дипломатическую карьеру".

Кроме того, до сих пор не было особых оснований для реформы. В 1973 году комитет сената по международным отношениям потребовал, чтобы все лица, получившие назначение, обнародовали свое участие в политическом донорстве. К 1989 году сенатор-демократ Пол Сарбейнс от штата Мерилэнд выразил недовольство по поводу назначений политических доноров: "Одно дело, когда время от времени ты просто закрываешь глаза на некоторые назначения, и совсем другое, когда тебе постоянно приходится принимать участие в таких акциях. Кто-нибудь когда-нибудь должен сказать "стоп!"

Ассоциация государственной службы в зарубежных странах предложила ограничить назначения политических доноров до 15%. Однако директор по коммуникациям в данной ассоциации Томас Свитцер заявил, что эта торговая группа в последний раз формально отклонила кандидатуру в 1993 году - тогда это был Лэрри Лоренса, которого отправили в Швейцарию.

В то время как в назначениях Буша нет ничего нового, он все же привнес некоторые изменения в плане числа донорских назначений в исполнительной власти, говорит профессор Лайт. Во время своего первого срока он в основном обращался к друзьям и коллегам отца - например, назначил вице-президентом Дика Чейни. Когда наступил второй срок, Буш стал привлекать на государственную службу своих близких друзей из Гарварда и Техаса. К августу 2004 года, по данным "Паблик Ситизен", из числа таких доноров или "странствующих рыцарей", которым удалось собрать более 200 тысяч долларов, должности в кабинете министров получили 5 человек, еще 20 получили другие посты в исполнительной власти, и не менее 85 были назначены на другие должности, включая в экспортном совете при президенте.

"Пока нет четкого определения той области, где политическое донорство не играло бы никакой роли, но в последнее время наметилось увеличение таких донорских вкладов как одного из способов показать заинтересованность в политических должностях, - говорит профессор Лайт. - "Раньше ничего подобного не наблюдалось. Такие серьезные перемены начались со времен Джона Кеннеди".