Почему украинские города «впадают в депрессию», и с чего это началось
03.10.2017 13:50

Депрессивные города возникли «на руинах» «монополисов». Об этом в эксклюзивном комментарии интернет-изданию Новости Украины – From-UA рассказал профессор Мариупольского госуниверситета Юрий Макогон.

По словам собеседника издания, у процесса присвоения городам статуса «депрессивный» есть история.

«Понятие депрессивных регионов стало рождаться еще в конце советского периода. Тогда это коснулось прежде всего Донбасса - Донецкой и Луганской областей и других территорий СССР. Параллельно с этим развивался вопрос о «специальных экономических зонах». Тогда же, еще в 90-х годах, появился ряд законодательных актов, которые формировали понятие депрессивного региона, города, района сельского и так далее», - объясняет Юрий Макогон.

«В основе этого процесса лежало еще и понятие монополиса: когда был депрессивный район или город, у него, как правило, было мало предприятий или одна отрасль. Например, это коснулось маленьких шахтерских городов. Токмак, конечно, не относится к шахтерским городам, но поскольку я занимался этим процессом именно на Донбассе, то для нас это было понятие маленьких шахтерских городов, прежде всего, в которых закрывались шахты. Это было в эпоху Горбачева, особенно остро это было, когда Украина стала независимой и получилось, что у нее главным энергетическим ресурсом, более 40%, оказался уголь, а не нефть и газ (имеется в виду из своих запасов для своего пользования). Тогда энергетики удовлетворяли свою потребность полностью и даже еще и экспортировали уголь из Донецкой, Луганской, Днепропетровской областей, даже с «УкрЗападуголь». У нас был тогда избыток энергетического угля, в отличие от сегодняшних дней — вы знаете, что мы уже дошли до того, что привозим из США, Австралии, ЮАР», - объясняет эксперт.

По словам собеседника издания, эта «проблема монополисов» спровоцировала «проблему городов», которые находились в упадке. Тогда они и получили название депрессивных городов.

«Создавались специальные экономические зоны, их было создано 11, из них две - в Донецкой области. Туда относился и Чернобыль, и Одесса, и курорто-полис Трускавец - это все специальные экономические зоны. Параллельно были созданы территории приоритетного развития, то есть в ответ на то, что район или город депрессивный, ему присваивалась категория территории приоритетного развития: инвестиции вкладывались не в традиционные его отрасли, которые уже отработались, в частности, угольная промышленность или заводы, производство которых связано было с запасами глины и т. д. Все это прекратило свое существование в 2004 году. Были отменены преференции для этих территорий. Получается, что сейчас снова вернулись к забытому старому», - говорит Юрий Макогон.

«Тогда у нас не получилось истории с позитивным результатом. Борьба за кресло премьера, президента, главы парламента - вокруг этого всегда разгорались вопросы, и потом это вылилось в то, что мы имеем сегодня. Это даже была предтеча АТО, все эти особые статусы: почему у Донбасса особый статус, почему там депрессивные города, почему отрасль убыточная? Действительно, все эти утверждения оказались необоснованными, потому что шахты закрывались и в советское время. Просто появилась категория шахт, которые закрыты, уголь не добывают, а на них нужно тратить деньги, потому что на каждой из них числилось более 100 человек за счет бюджета, которые обслуживали это закрытое предприятие. Ведь шахту нельзя закрыть полностью: надо откачивать газ, воды, то есть следить за этим детищем рук человеческих. Так просто повесить замок и сказать, что шахта закрыта, нельзя», - констатирует специалист.

Таким образом, подытожил Юрий Макогон, и образовались города с закрытыми шахтами.

«Это происходило и раньше, но тогда организовывали переселение горняков на более перспективные шахты. Но мы за годы независимости, за 26 лет, не построили ни одной шахты, как, впрочем, и ни одного приличного предприятия. Всегда нужно было просто обновлять, модернизировать. Мы уходили на бОльшие глубины, соответственно, требовалось новое оборудование, надо было вкладывать деньги, а вкладывать не хотелось. Поэтому перспективные шахты забрали в частную собственность — вот и сложился миф об убыточной отрасли. Не бывает отрасль убыточной, которая обеспечивает энергетику. А кроме этого, угольная отрасль обеспечивает производство кокса, который обеспечивает металлургию, и еще это дает коксовый газ, которым так же пользуются, как и обычным газом», - отмечает собеседник издания.

Напомним, ранее интернет-издание Новости Украины – From-UA сообщало о том, что на днях Кабмин на пять лет присвоил статус депрессивной территории городу Токмак (Запорожская область). За это время, по замыслу правительства, должна быть разработана программа преодоления депрессивности и простимулировано развитие.