Конкурентная война между операторами лотерей достигла апогея
17.11.2017 12:44

Конкурентная война между операторами лотерей вышла за рамки вяло текущей информационной дискредитации и превратилась в насильственное сопротивление.

Для того, чтобы понять, почему каждый день в новостях появляются заметки о нападениях и погромах точек лотерей «М.С.Л.», необходимо вернуться в 2014 год.

Сразу после Революции в Украине оставались действующими три оператора государственных лотерей: «М.С.Л.», «Патриот» и «УНЛ» (Национальная лотерея). И если количественно ничего не изменилось, то качественно - радикально. После смены власти произошел ряд событий, которые на первый взгляд казались хаотичными и не связанными между собой – и лишь спустя годы, оказалось, что все случайности произошли не случайно и из них получается занимательный «пазл».

Элемент пазла №1 – Кто есть кто на рынке лотерей?

Исторически сложилось, что в Украине долгие годы существуют три лотерейных оператора – «УНЛ», «М.С.Л.» и «Патриот». Самым крупным игроком и лидером рынка всегда считался «М.С.Л.». У него и лотерей было больше и узнаваемости, и налогов он платил в сотни раз больше, всех остальных. Его лотерея «Лото-Забава» до сих пор самая популярная лотерея в Украине. Далее с небольшой, и примерно пропорциональной долей рынка сосуществовали «Патриот» и «УНЛ».

Но все изменилось в 2015 году. В СМИ разгорелся скандал вокруг «УНЛ». Компанию «отжали» у иностранных бизнесменов Питера Шетти и Вульфа Кламмерта. Последние конечно же попытались поискать справедливости в судах и правоохранительных органах, но все было тщетно. Интересы «новых собственников» представлял народный депутат от БПП Александр Третьяков, известный своими тесными связями с Генеральным прокурором Луценко.

Новым владельцем «УНЛ» с тех пор официально числится Роман Зеньо. Парадоксально, но у 32 летнего велотренера с Тернополя даже оказалась кипрская компания «ЕФАМІАНДО ХОЛДІНГЗ ЛІМІТЕД» со статутным капиталом в 269 млн грн, на которую и было зарегистрировано «УНЛ».

Сразу после смены собственника в «УНЛ» у его конкурентов «М.С.Л.» и «Патриот» стали появляться проблемы. В том же 2015 году, на ряду с боевиками ДНР/ЛНР их внесли в санкционный список СНБО и ограничили хозяйственную деятельность. Главное ограничение состоит в том, что они теперь не могут платить налоги в бюджет. Хотя до этого «М.С.Л.» был официально признан №1 по количеству уплаченного военного налога в бюджет. Иными, словами решение СНБО навредило не столько «М.С.Л.» и «Патриот», сколько нанесло значительный удар по бюджету страны и помощи военным. К слову, по сей день ни один государственный орган страны, замешанный в формировании списка санкций не может объяснить, по какому принципу они отбирали туда компании и за что в конкретном случае пострадал «М.С.Л». Не говоря уже о том, что ПОСЛЕ внесения «М.С.Л.» в список санкций СБУ год проверяло компанию на предмет «российского следа» и «финансирования террористов», но ничего найти не смогла и сделала официальное заключение, что компанию нужно исключить из санкций. И это элемент «пазла» №1.

Элемент пазла №2. Попытка монополизации.

Весь 2015 и 2016 год не утихала информационная дискредитация «М.С.Л.» и «Патриот». Мифические версии о принадлежности этих компаний россиянам время от времени подкреплялись публичными заявлениями всевозможных «активистов/ветеранов АТО/ экспертов». Каждый раз в своем заявлении компания «М.С.Л.» пыталась доказать, что это ложь. Предоставляла выписки с реестров и даже демонстрировала реальных собственников, а именно киприота Шиапаниса, который выступает совладельцем «М.С.Л». еще с 1997 года. Но дискуссия так и не состоялась – каждый остался при своем: одни, доказывают, что «рука Кремля есть», другие – что это банальные выдумки оппонентов.

Тем временем, конкурентам «УНЛ» готовили второй удар. В мае 2017 года на сайте Минфина был опубликован проект лицензионных условий для лотерей. Этого документа рынок ждал целых 5 лет. И, пожалуй, подождал бы еще лет 50, лишь бы он был в рабочем варианте, а не в том, что придумал Минфин. Если коротко о проекте, то там заложены механизмы монополизации рынка под «УНЛ», создание условий для организации запрещенных азартных игр, хаос и бесконтрольные денежные потоки и в конечном итоге, несогласованные между собой цифры. Сторожили лотерейного рынка отмечают, что когда Минфин не может до кучи свести две цифры – это гораздо печальнее, нежели то, что он лоббирует интересы одной взятой коммерческой структуры «УНЛ», которая к тому же обвиняется Нацполицией в организации азартных игр и сокрытии налогов от бюджета.

А цифры эти очень важные, поскольку их уже успели заложить в проект бюджета на следующий год. И поступления от лотерей должны будут дотировать агросектор в слдующем году. Но поскольку цифры ложные, никаких дотаций аграриям ждать не стоит. Минфин осознанно заложил в бюджет дефицит, чтоб потом обвинить кого угодно, только не себя.

Понимая все это, АМКУ и Кабмин категорически отказались согласовывать проект Минфина в таком виде, указав, что его реализация ставит под угрозу существование лотерейного рынка в Украине. И конечно же, такой протест против проекта Минфина не входил в планы «УНЛ», что ярко выражено в тиражируемых информационных материалах под заголовками: «поступления от лицензирования лотерей вновь не включены в проект бюджета на 2018» или «российская компания блокирует выход украинских государственных банков на лотерейный рынок Украины». Тот факт, что Национальный банк Украины категорически против организаций лотерей в госбанках, а сами они даже не рассматривали вопрос такого рискованного вида деятельности – технически умалчивается.

Тем не менее, если Кабмин таки решит согласовать проект Минфина, компания «УНЛ» будет иметь все шансы монополизировать рынок, проглотив конкурентов целиком и полностью.

Элемент пазла №3. Тяжелая артиллерия

Когда в публичную плоскость с комментариями о происходящем вышел Президент компании «М.С.Л.», называя все своими именами, а Кабмин по-прежнему, не двигался в сторону монополизации лотерейного рынка, на помощь пришло боевое крыло Авакова. Некая организация под названием «Национальный корпус» вдруг вспомнила, что «М.С.Л». – это «российская компания», находящаяся в «санкционном списке» и с такими лозунгами пошла громить их точки распространения. Все началось с нападения на главный офис «М.С.Л.» в центре столицы 6 ноября. 20-25 летние парни, представившись волонтерами, ветеранами АТО и активистами средь белого дня окружили офис, а по окончанию «перфоманса» оставили народное творчество в виде все тех же надписей о «руке Кремля».

Интересно, что «Национальный корпус» тесно связан с «Азовом», а руководителем «НК» является некий Сергей Коротких по прозвищу «Боцман». Боцман в свою очередь, имеет дружеские отношения с семьей Авакова. Именно он был с Аваковым-младшим, когда их обокрали в одном из столичных ресторанов.

Но этот факт мы даем для полноты картины и размышлений, никоем образом пока не связывая министра внутренних дел с тем беспределом, который творится под его носом. Ведь, в полиции, как нигде, знают, что от рук «НК» прежде всего страдает не «М.С.Л.», а частные предприниматели, использующие его лотерейную франшизу. То есть, все эти погромы наносят ущерб обычным предпринимателям.

В самом «М.С.Л.» эти погромы расценивают как апогей конкурентной войны и даже не представляют какой будет следующий этап и на что хватит фантазии этих вошедших в раж «радикалов».