Экономист Гаврилечко объяснил, почему закон о защите бизнеса не принесет должного результата
22.11.2017 08:02

Чтобы уменьшить давление на предпринимателей, необходимо ликвидировать все проверяющие органы как источники коррупции. Об этом в эксклюзивном комментарии интернет-изданию Новости Украины – From-UA рассказал экономический эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.

Комментируя принятый недавно Верховной Радой закон о защите бизнеса, который устанавливает четкие правила работы правоохранителей с предприятиями во избежание силового давления на бизнес, наш собеседник отмечает, что лишь благодаря существованию различного рода контролирующих и проверяющих органов, не за что не отвечающих в реальности, у нас и существует подобная весьма специфическая ситуация.

«В Украине работает одна из самых сложных систем уплаты налогов при относительно небольшом их количестве и самой низкой в Европе заработной плате. Украинский бухгалтер тратит вдвое больше времени на уплату налогов, чем его европейский коллега, а коррупционный налог едва ли не равен по величине реальным», - замечает Гаврилечко.

По мнению эксперта, проверять и контролировать нужно государственные органы. Ведь сегодня создается впечатление, что они не делают ничего полезного для украинских граждан.

«Мало того, у нас после всех люстраций и изменений есть масса органов, которые де-юре не существуют, а де-факто присутствуют в системе. Классический пример — санэпидемслужба. Ее нет. Но сотрудники есть и даже зарплату получают. По одной простой причине: по украинскому законодательству нельзя ликвидировать госорган, не передав его полномочия другому органу. А если орган ликвидировали и полномочия не предали, то следовательно, люди остались на своих местах», - добавляет наш собеседник.

По словам экономиста, увеличение количества всевозможных т. н. антикоррупционных институций только увеличивает объем коррупционной составляющей в налоговой системе. И ликвидировать коррупцию и эту самую составляющую можно очень просто. Это тяжело, но это просто.

«Тяжело — потому что это требует не только политической воли, но и совершенно другой психологии граждан, которые будут создавать нормативно-правовые акты и голосовать за них. А нормативно-правовые акты для ликвидации коррупции должны иметь однозначное толкование. Вот как только у нас законы будут однозначно толковаться и никак иначе, мы лишимся большей части коррупции. Как только вместо всевозможных контролирующих или разрешающих органов будут установлены процедуры, которые делают коррупцию банально экономически невыгодной, вот тогда не будет коррупции и не нужны будут проверки», - объясняет Гаврилечко.

Эксперт уверяет, что знает, как в течение суток ликвидировать все конвертационные центры в Украине, при этом никого не сажая ни за что, не используя ни единого сотрудника налоговой и других органов правоохранительной системы.

«Надо позволить предприятию распоряжаться собственными деньгами после уплаты налогов, как это сделано во всех странах мира, по собственному усмотрению. Если предприятие заплатило налоги — значит, его собственник или директор могут абсолютно спокойно снять со счета любую сумму и потратить ее, на что хотят. Это их деньги, при чем тут государство? Тогда смысл всех этих конвертационных центров, обналичивающих деньги, не будет. Зачем? Ты пошел в банк, заказал снятие наличных, или сунул карточку в банкомат и за 1% обналичил любую сумму, которая у тебя есть на счету, хоть 10 гривен, хоть 10 миллиардов гривен. Государство к этим деньгам не имеет ни малейшего отношения, ты уже заплатил налоги. Мало того, эти деньги человек может спокойно вывозить, куда хочет — это его деньги. Хочет — в чемодане, хочет — другим способом. Это твои деньги, и никакого отношения государство к ним не имеет. И у нас завтра же конвертационные центры исчезнут за ненадобностью», - констатирует эксперт.

По мнению нашего собеседника, полностью ликвидировать коррупцию, связанную с возвратом НДС можно тоже в течение суток, только процесс перехода растянется где-то на полгода.

«Ликвидируем НДС, вместо него вводится элементарный транзакционный налог с продаж, который сейчас действует, допустим, при продаже алкоголя, бензина и т. д. Тихо и просто. Никто не возвращает НДС. Нет НДС — нет никакой коррупции. Но там минимум нужен полугодичный период (потому что у нас же НДС платится наперед), чтобы народ смог распродать остатки товаров. Все. Ничего сложного нет. А всех тех, кто будет поднимать вопрос о том, хватит или нет денег, то всех таких хитро сделанных граждан отправить к закону о бюджете, где в этом году и в проекте бюджета на следующий год в дополнении №1 отсутствует строка, показывающая плановый возврат НДС. Ее просто нет, ее скрыли.

Гаврилечко считает, что, таким образом, Минфин организовал, а парламент проголосовал за очень хитрую схему по возврату НДС, потому что плановые показатели по взысканию НДС, что с импорта, что с произведенных в Украине товаров, есть, а плановых показателей по возврату — нет.

«Из этого следует, что коррупционная схема с возвратом НДС организована Министерством финансов при полной поддержке правительства и с одобрения народных депутатов, поскольку, ребят, если у вас нет коррупционной схемы, скажите, пожалуйста, почему у вас соответствующая строка в бюджете исчезла? Она до 2017 года была во всех бюджетах», - замечает экономист.

«Чтобы помочь работать бизнесу, существует много и других вещей. Так что то, что снизился процент проверок — ну и что? А сколько на этих проверках будет незаконно заработано денег чиновниками и сколько таких проверок помешает работе предприятий. Так что все очень просто, и все упирается в обыкновенные расчеты», - резюмировал наш собеседник.

Напомним, что ранее интернет-издание «Сегодня» сообщало о том, что бизнес в Украине ждет почти 30 тысяч проверок