01.06.2005 15:01
Временная следственная комиссия парламента по проверке состояния соблюдения конституционных прав и свобод человека констатирует нарушения прав находящихся под стражей экс-главы Закарпатской обладминистрации Ивана Ризака и главы Донецкого облсовета Бориса Колесникова, считая, что они не должны находиться под арестом, передает Интерфакс-Украина.

Об этом идет речь в промежуточном отчете о работе временной следственной комиссии, основные положения которого огласил с трибуны парламента в среду ее глава Виктор Мусияка.

В частности, в отчете утверждается, что при составлении протокола о задержании Б. Колесникова не указаны основания для его задержания, не указано место его задержания и не разъяснены причины его задержания, чем допущены нарушения Европейской конвенции о защите прав человека. Кроме того, следственная комиссия установила факты нарушения закона Украины "Об адвокатуре прав защитника на общение с подзащитным" в отношении Б. Колесникова.

Комиссия также утверждает, что факты, озвученные с трибуны министром внутренних дел Украины Юрием Луценко и его заместителем Петром Колядой в отношении дела Б. Колесникова, не соответствуют действительности. В частности, в отношении несоответствия действительности фактов, озвученных П. Колядой, в отчете отмечается, что "ни у кого из потерпевших никогда не было выявлено телесных повреждений, которые являются характерными для огнестрельных или взрывных ранений". Кроме того, по сообщению коммунального предприятия "Международный аэропорт "Донецк", никакой эвакуации из Донецка не было и министр (Ю. Луценко – МВД) не посылал самолет", – утверждается в докладе.

"Таким образом, изучение обстоятельств уголовного преследования Б. Колесникова указывает на наличие серьезных нарушений норм Конституции, норм Уголовно-процессуального кодекса и международных актов со стороны работников милиции и Генеральной прокуратуры. Исходя из этого, оснований для взятия под стражу Б. Колесникова комиссия не видит", – отмечается в отчете.

Кроме того, изучив материалы, связанные с задержанием и арестом И. Ризака, а также исследовав конкретные обстоятельства уголовных дел, комиссия пришла к выводу, что обстоятельства задержания И. Ризака и определение в отношении его меры пресечения в виде содержания под стражей являются чрезмерными. "Не учтен ряд обстоятельств, которые позволяют безошибочно применять заключение человека под стражу", – подчеркивается в отчете.

Комиссия также обращает внимание на тот факт, что ранее к И. Ризаку была применена такая мера пресечения, как подписка о невыезде, и никаких претензий со сторон следствия к подследственному не было. "Утверждения о его уклонении от явки к следователю вызывает сомнение в их достоверности. Состояние здоровья И. Ризака является серьезным обстоятельством, которое должно учитываться следствием. Считаем возможным изменить меру пресечения с содержания под стражей на другую", – отмечается в отчете, где также говорится, что комиссия не связывает вывод в отношении предварительной меры пресечения с перспективами следствия по делу.

Кроме того, изучив обстоятельства увольнения генерального директора – художественного руководителя Национального театра им. Леси Украинки Михаила Резниковича, комиссия пришла к выводу, что законные основания для его увольнения отсутствуют.

"Вследствие обобщения заявлений и жалоб на действия правоохранительных органов есть вывод о том, что в Украине давно сложилась и продолжает существовать система "корпоративной безответственности", когда работники милиции вступают в преступный сговор с работниками прокуратуры, налоговой и других государственных органов.

Анализ большинства материалов, которые поступили в комиссию, дает основания утверждать, что в Украине в течение последних десяти лет сложилась кланово-коррупционная система органов государственной власти, следствием которой являются корпоративные связи, непрофессионализм и безответственность", – подчеркивается в отчете.

Подводя промежуточный результат своей деятельности, комиссия отметила необходимость комплексного реформирования системы государственной власти в Украине, то есть проведения конституционной и административной реформы, устранения имеющихся "пробелов" в законодательстве, принятия ряда законов, которые бы сделали невозможным своеволие правоохранительных органов, а также осуществить полноценное реформирование судебной системы, предложив механизм ответственности судей перед законом.