Олещук объяснил, почему украинцы хотят «сильной руки» и кто из политиков отвечает этим критериям
08.05.2018 16:23

Рост среди украинцев запроса на «сильную руку» — это не потребность в авторитарном лидере, а производная от желания граждан навести порядок в стране. Проблема в том, что список кандидатур слишком короткий, убежден политолог Петр Олещук, сообщает «Корреспондент».

По мнению эксперта, экономическая разруха и неспособность власти навести порядок вызывают у рядового украинца страх перед завтрашним днем.

«Поэтому абсолютно нормально, когда социологические исследования фиксируют среди граждан рост запроса на «сильную руку» — приход государственного деятеля, который наведет порядок и защитит обычного человека. Например, результаты социологического исследования группы «Рейтинг» (6000 респондентов, опрос с 10 по 22 апреля 2018 года, погрешность не более 1,5%) демонстрируют, что запрос на «сильную руку» сегодня растет почти на 1% в месяц. Если в августе 2017-го «за» наведение порядка высказались 63%, то в апреле 2018 приход «сильной руки» поддерживают уже 70% », ­— подчеркнул Олещук.

Политолог напомнил, что правопорядок и законность в практике стран Запада считаются признаками именно демократического государства, а ситуацию в Украине скорее можно описать как хаос и анархию, а не демократическое правление.

«Подтверждает этот тезис и руководитель группы «Рейтинг»Алексей Антипович, который в интервью от 2016-го прямо сказал, что« Запрос на «сильную руку» в Украине связан не с авторитарным лидером ...»Итак, запрос на «сильную руку» — это производная от запроса украинцев на наведение порядка в стране», — уточнил Петр Олещук.

Но в Украине практически нет политиков, кто отвечал бы критериям "сильного лидера", считает политолог.

«Именно этим можно объяснить ностальгию по временам Леонида Кучмы, которого часть украинцев и спустя годы считают удачным воплощением« сильной руки ». Действительно, с именем Кучмы связана стабилизация в экономике в конце 1990-х — начале 2000-х. При Кучме зарубежные страны и межгосударственные объединения — США, ЕС, Россия и другие — воспринимали Украину как самостоятельного участника международной политики. А о легендарном курсе доллара по 5 гривен за одну единицу и говорить не надо», — считает он.

Хотя сам Леонид Кучма давно официально отошел от дел, глава его Администрации в 2002-2005 годах Виктор Медведчук, как и раньше, остается значимым политическим игроком, обратил внимание Петр Олещук.

«СМИ и эксперты и сегодня напоминают, как в конце «эпохи Кучмы»именно Медведчук фактически руководил Украиной. Если взять за основу такой критерий как GDP percapita (т.е. ВВП, основанный на паритете покупательной способности на душу населения), то период 2002–2005 гг. — это время устойчивого роста доходов украинцев: 2002-й — 879,47; 2003-й — 1048, 52; 2004-й — 1 367,35 долларов США. (Здесь и далее — оценки Всемирного банка). Люди помнят, что они стали нормально зарабатывать, вырос уровень жизни », — считает политолог.

По его мнению, на роль «сильного лидера» такие политики, как экс-премьер Арсений Яценюк или экс-министр Анатолий Гриценко претендовать не могут, ведь во времена Яценюка в Кабмине экономика обвалилась, а граждане катастрофически обнищали.

«Относительно Гриценко, то у него имидж несамостоятельного политика, умноженный на постоянные провалы на выборах. «Вечно непроходной», очевидно, не может претендовать на «сильную руку», — считает Олещук.

Политолог подчеркнул: сегодня 70% украинцев хотят прихода сильного лидера, который наведет порядок.

«Поэтому с приближением парламентских и особенно президентских выборов число претендентов на роль« сильной руки »будет расти», — убежден Петр Олещук.