27.10.2006 14:21
Заместитель руководителя фракции Партии регионов в Верховной Раде Евгений Кушнарев считает, что лидер БЮТ Юлия Тимошенко, будучи премьер-министром, лично требовала и добилась расторжения межгосударственного документа, который обеспечивал Украине цену газа в 50 долларов за 1000 кубометров. Об этом он заявил, комментируя письма читателей на своем персональном сайте.

В частности, Евгений Кушнарев привел следующие факты, о которых депутат в четверг, 26 октября, упоминал на канале «1+1» в передаче «Я так думаю»:

«Зимой 1996-го Россия не располагала ресурсом газа из Средней Азии, и его поставками в Украину занималась известная компания «Итера» и аффилированный ЕЭСУ трейдер «Газпек».

В конце 1996 г. «Укргазпрому» удалось заключить договор на транзит российского газа через украинскую ГТС. Плата за транзит (около 25 млрд. кубометров газа) по идее должна была попасть в распоряжение «Укргазпрома». Однако с подачи тогдашнего премьера Павла Лазаренко и якобы в целях демонополизации газового рынка создали новую структуру – «Украинский газоресурсный консорциум» (УГС).

Возглавил её советник Павла Лазаренко Николай Сивульский. Формально главным акционером нового трейдера являлся государственный «Укргазпром», контролировавший около 28% акций. Однако, помимо «Укргазпрома» учредителями выступило ещё 10 структур. В том числе сама ЕЭСУ, её учредитель – британская компания United Energy International, а также близкий к Тимошенко «Южкомбанк», которые в сумме получили 37% акций. С учётом служебного положения Павла Лазаренко контроль ЕЭСУ над новообразованием был полным. Антимонопольные органы почему-то «просмотрели установление контроля ЕЭСУ над структурой, контролирующей газ «Укргазпрома».

После создания в 1997 году газоресурсного консорциума ЕЭСУ окончательно закрепила свои позиции на украинском газовом рынке и стала практически монопольным продавцом газа для предприятий промышленного сектора и ЖКХ. С учетом аффилированного трейдера «Газпек» (поставлявшего узбекский газ) и УГК объем поставок ЕЭСУ достиг 28 млрд. куб. м, что превышало 60% всего промышленного потребления в стране. Излишне говорить, что ЕЭСУ оставила за собой самые «вкусные» регионы – Днепропетровск, Донецк и Черкассы с развитой химической промышленностью.

Впрочем, схема, при которой ЕЭСУ контролировала львиную долю поставок газа в страну, просуществовала недолго. В 1997 году Павел Лазаренко попал в опалу, и созданная газовая монополия начала рушиться. Венцом краха «Украинского газоресурсного консорциума» стала осень 1997 года, когда его руководитель Сивульский был арестован Генпрокуратурой.

Поразительное сходство между схемами, используемыми в газовом бизнесе тогда и сегодня, нельзя не заметить. Разница разве в том, что сейчас «Газпром» пытается напрямую прорываться на внутренний рынок Украины через «РосУкрЭнерго» и «Укргазэнерго», а Юлия Тимошенко сотоварищи вроде бы оказались по другую сторону баррикад. Правда, это на первый взгляд.

«Мы в Украине осознаем то, что РАО «Газпром» и МЭК «Итера» сегодня – это единственные партнеры Украины в поставке природного газа. И, как следствие, рынок газа Украины вообще не сможет работать без этих компаний. Поэтому все трансформации и реформирования украинского рынка газа будут учитывать российские интересы, интересы РАО и МЕК», - это цитата из интервью Юлии Владимировны в должности вице-премьера по вопросам ТЭК в правительстве Виктора Ющенко. При Президенте Ющенко премьер Тимошенко якобы поменяла свою позицию кардинально и выступала за переход на прямые договора со всеми поставщиками «голубого топлива».

Из-за того, что правительство Ю. Тимошенко запретило реэкспорт газа, «Нефтегаз Украины» потерял только в 2005 году 2,5 миллиарда гривен экспортной выручки и закончил 2005 г. с убытками в 1,8 миллиарда гривен. Суммарные потери «Нефтегаза» из-за запрета на экспорт составят до 2009 года около 20 миллиардов гривен (Криворожсталь).

Фактически под давлением Кабмина НАК «Нефтегаз Украины» за 2005 год обеспечила поступления в государственный бюджет в размере около 11 миллиардов гривен.

Но для этого «Нефтегазу» пришлось только в 2005 году привлечь $1,020 млрд. иностранных кредитов. Из них $600 миллионов кредита «Дойче банка» были взяты во время премьерства Ю. Тимошенко. Фактически, эти деньги сразу же направлялись в бюджет на выплату налогов. И ответственность за нынешнее финансовое положение «Нефтегаза» – его практическое банкротство несет лично Тимошенко. Потому что именно она обязала «Нефтегаз» брать иностранные кредиты.

Руководство Кабмина (выдержка из протокола № 34 заседания КМУ от 11.07.05, особое поручение премьер-министра Украины Ю. Тимошенко от 26.07.05 № 38615/0/1-05 по итогам совещания у премьер-министра Украины от 22.07.05) инициировало пересмотр приложении №4 к Контракту от 21.06.2002 г. «Про объемы и условия транзита российского природного газа по территории Украины на 2003-2013 гг.».

Несмотря на неоднократные сообщения НАК «Нефтегаз Украины» по поводу того, что Приложение №4 является единственным документом, фиксирующим цену российского газа для поставок в Украину на уровне 50 долл. США за 1000 куб. м, в августе 2005 года КМУ (Отдельное поручение премьер-министра Украины от 13.08.05 № 43006/0/1-05) с поручением инициировать расторжении Приложения № 4.

Таким образом, Ю. Тимошенко лично настоятельно требовала и добилась расторжения единственного межгосударственного документа, который обеспечивал Украине цену газа в 50 долларов за 1000 кубометров. И всеми прошлыми и нынешними поднятиями цены Украина и украинцы обязаны лично Ю. Тимошенко».