Экономист Кошик: У Украины был шанс избавиться от МВФ-зависимости, но мы его упустили
15.08.2018 13:57

Получение очередного транша МВФ отвечает, прежде всего, интересам власти. Об этом в эксклюзивном комментарии интернет-изданию Новости Украины – From-UA рассказал старший научный сотрудник Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Александр Кошик.

Оценивая шансы Украины получить очередной транш кредита от Международного валютного фонда уже осенью, собеседник издания отмечает следующее: «Я думаю, что 50 на 50. Появилась информация о том, что МВФ готов пойти на уступки по цене газа, и, естественно, эта информация ненадежная. Тем не менее, я думаю, что требование повысить цены на газ на 60% для населения просто не пройдет, и в этом случае вопрос о транше отпадет. Если же США, которые контролируют МВФ, действительно согласятся с постепенным повышением, то транш может быть получен».

По словам эксперта, нынешнюю финансовую ситуацию в Украине можно назвать критической.

«Нужен ли нам очередной транш? Если рассуждать с точки зрения тех политиков, которые сейчас находятся у власти, то, безусловно, нужен. Если брать в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то это процесс залезания в долговую петлю, потому что все эти транши, кредиты МВФ, возвращаются МВФ с процентом, пусть маленьким, но все-таки. И это неподъемный внешний долг. Как альтернативу этому Нацбанк практически беспрерывно размещает ОВГЗ, осуществляет заимствования в гривнах и валюте очень дорого. Такой ситуации не было с начала 90-х, когда размещаются бумаги на несколько месяцев со сроком погашения 4-6-9 месяцев, и под колоссальный процент - 18%», - отмечает Кошик.

Таким образом, констатирует экономист, получение этого транша отвечает, прежде всего, интересам власти.

«Население будет за все это расплачиваться, вплоть до будущих поколений. Поэтому населению транш не выгоден уже давно. Это такая краткосрочная мера, чтобы поддержать нынешнюю власть на плаву. А принципиально, конечно, нужно избавляться от зависимости от МВФ, и в Украине был момент, когда к этому действительно все шло — в первой половине 2000-х годов, но не получилось», - отмечает наш собеседник.