СМИ узнали подробности «побега» Продана в Молдову
14.11.2018 10:50

Информация о якобы бегстве бывшего и. о. главы Госфискальной службы Мирослава Продана из Украины буквально взорвала информационное пространство. В соцсетях пришли к схожести особенностей его выезда из страны (пересечение границы с Молдовой) с персонажем Ильфа и Петрова Остапом Бендером. Впрочем, сам Продан и его адвокаты утверждают: из Украины он выехал легально и в данный момент поправляет здоровье в Германии, пишет "Вести".

Вывезли в багажнике?

Продан подал в отставку еще 7 сентября «по собственному желанию», с мотивацией — участвовать в конкурсе на главу ГФС и обещанием предоставить виденье развития органа со стороны своей команды. Уже в тот момент у ГПУ (и конкретно — Юрия Луценко) был ворох претензий к Продану: в уголовном деле, которое ведут антикоррупционные органы, есть эпизоды с искусственным занижением таможенных платежей (инструмент по перенаправлению бюджетных средств), отмыванием доходов, «обналичиванию» средств и т. п.

Наконец, следователь САП вызвал Продана на допрос, причем в повестке указал сегодняшнюю дату, 14 ноября. Однако вчера утром журналист Евгений Плинский сообщил о выезде Продана за границу в прошлые выходные.

«Побег был совершен через пункт пропуска «Могилев-Подольский». Комичности ситуации добавляет то, что вывезли его чуть ли не в багажнике, на «евробляхе» под управлением молдаванина», — отметил журналист.

В Пограничной полиции республики Молдова отказались подтвердить данные о пересечении Проданом границы. «Информация, запрашиваемая вами, конфиденциальна — мы можем предоставить такие данные лишь в случае, если вы являетесь гражданином Молдовы и запрашиваете информацию о себе самом», — пояснил «Вестям» пресс-офицер. Впрочем, главред издания «Цензор.НЕТ» Юрий Бутусов обнародовал в своем Facebook скрин с документа молдавской Погранполиции (с ее логотипом) о якобы въезде Мирослава Продана на территорию Молдовы, и буквально в тот же день — о вылете через аэропорт Кишинева в Варшаву. Если документ правдив, то 5 ноября в половине седьмого утра Мирослав Продан въехал через пункт пропуска «Могилев-Подольский — Отачь» на автомобиле «Мерседес С200» 2002 года выпуска (действительно, «бляха» с номером «SDS 258») с водителем, гражданином Молдовы Петром Галущаком за рулем.

Из скриншота, также опубликованного журналистом, следует, что Продан сидел вовсе не в «багажнике» авто, а в кресле пассажира. Показательно, что этот пункт находится в родной для Продана Винницкой области на расстоянии около 200 км от Винницы (а от Отачи до Кишинева — еще около 300 км).

Мельниченко, Чаус...

Выезд из Украины через Молдову — не новость. В октябре 2011 года такой способ «испариться» из Украины нашел Николай Мельниченко, будучи под следствием (его обвиняли в разглашении гостайны, содержавшейся на знаменитых пленках). Судя по косвенным данным, он выехал из страны именно через Кишинев — и, без отметок в паспорте о выезде, «материализовался» в США.

Также через Молдову выехал из Украины бывший председатель Апелляционного суда Киева Антон Чернушенко в августе 2015-го, против которого возбудили уголовное дело за незаконное вмешательство в систему документооборота, и бывший судья Днепровского райсуда Киева Николай Чаус (ставший знаменитым благодаря неординарному способу хранения сбережений — в закопанной в саду трехлитровой банке). Чаус и вовсе подавал документы на получение в Молдове политубежища (а после проигрыша — составлял иск против президента Молдовы).

«Через Молдову ехать проще всего, там понимающие сотрудники Госпогранслужбы и канал, можно сказать, «проверенный», — сказал «Вестям» собеседник в Гостаможне. — Опять же, из Кишинева самолеты летают как в Варшаву, так и в Москву». А адвокат Иван Либерман пояснил популярность молдавского направления тем, что эта страна-соседка, в отличие от Румынии и Венгрии, еще не интегрировалась в европейские структуры, в т. ч. электронно. «Они оказались на правовом и политическом «шпагате» между РФ и ЕС, что дает многим возможность искать там «мостки» в законодательстве и быстро перебегать по ним к свободе», — пояснил адвокат «Вестям».

Он назвал два способа, которые позволяют покинуть Украину в кратчайшие сроки. Первый — в дипломатическом или консульском авто. «Такой транспорт обыскивать нельзя — он часто перевозит секретные документы, дипломатические и служебные грузы. По моим данным, бывали случаи, когда так вывозили и по два человека», — пояснил Либерман. Второй способ подразумевает быструю (за два-три дня) смену имени и фамилии человеком, находящимся под следствием в Украине (либо имеющим иной правовой статус, не позволяющий покидать страну). «Украинские госреестры между собой не «сотрудничают» и не стыкуются — все изменения вносятся в ручном режиме, чем пользуются, как «воротами», — уточнил он.

Выехал законно

Впрочем, это может и не быть случай с Мирославом Проданом. Его адвокат Лариса Криворучко рассказала, что ее клиент находится в одной из клиник Германии на стационарном лечении. «Делать прогноз о времени его возвращения преждевременно, поскольку, по предварительным данным врачей, Продану требуется хирургическое вмешательство, — уточнила адвокат. — Продан пересек границу 5 ноября 2018 года в обычном режиме, в его загранпаспорте стоит отметка про выезд — никакого запрета на выезд не было».

Кстати, данным Погранполиции Молдовы это не противоречит (а из комментариев, оставленных в «Фейсбуке» пресс-секретарем Продана Натальей Непряхиной, следует, что версия с выездом через Молдову не так и далека от истины). Вместе с тем сам Продан, по словам адвоката, никакими обязательствами не скован: о вызове в САП на допрос он узнал из СМИ, а официально повесток ему не вручали.

«Я направила письменный запрос в САП и продублировала его телефонным звонком руководителю 6-го отдела САП ГПУ: он подтвердил, что отправлял повестки, и я проинформировала его о лечении моего клиента за границей».

По словам Криворучко, во время разговора прокурор обвинил ее во лжи, сославшись на ответ от Госпогранслужбы о нахождении Продана в Украине (т. е. он якобы скрывается от повесток).

«Но на мой собственный запрос в Госпогранслужбу было сообщено: по ее базе данных Продан пересек границу 5 ноября», — подтвердила адвокат Продана.

Запрос, отправленный главе САП Назару Холодницкому, пока остался без ответа, однако собеседник в прокуратуре, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что в САП недовольны сложившейся ситуацией. «Они хотели поддеть Продана, но он сумел уехать и законно не является по повестке — теперь может тянуть сколько угодно», — сказал наш собеседник.

Смутные времена

Ответ на вопрос, зачем Мирослав Продан выехал из Украины в такой критичный для себя момент, очевиден. Чиновник был протеже Владимира Гройсмана (а по некоторым данным, и его финансовым поверенным, «хранителем казны»). «Продана вывели из игры, потому что допрос его в САП мог бы окончательно утопить и самого премьер-министра. И это вызвало бы скандал в исполнительной власти, что однозначно «накрыло» бы как премьера, так и самого президента, — сказал нам политолог Вадим Карасев. — Поэтому экс-главе Налоговой дали спокойно уйти, указав тем самым премьеру на его ограниченные возможности».

По мнению политического аналитика Руслана Бортника, если бы Мирослав Продан дал показания прокурорам САП, он был бы опасен для самого Гройсмана. А находясь за рубежом, он не опасен. «Заговорить он там, конечно, может о чем угодно. Скорее всего, о тех, кто атаковал его в Украине, а это Юрий Луценко и Генпрокуратура, поэтому его нахождение в Европе потенциально опасно для команды президента. Хорошо, что своими заявлениями он пока демонстрирует готовность договариваться, — уточняет Бортник. — Продана банально подвергли высшей мере наказания в Украине — остракизму: он пошел по пути Онищенко, Клюевых и многих других беглецов, которых попросту выгоняли из страны».

Возвращение Продана станет возможным в момент, когда Владимир Гройсман «выстрелит» с собственным партийным проектом к парламентским выборам.

«Он на выборы пойдет, это точно. И тогда Продан сможет вернуться. Или даже раньше, если на выборах президента победит не Петр Порошенко. В любом случае, для него Европа — это временное пристанище, чтобы переждать смутные периоды в жизни партии власти», — резюмировал Вадим Карасев.