Что душа делает на 3, 9 и 40 день после смерти, с точки зрения верующих
12.12.2018 19:03
При желании можно найти массу свидетельств о внетелесном опыте, как и рассказы переживших клиническую смерть – каждый сам выбирает, верить этому или нет. пишет Умный журнал.
А что внушает верующим церковь и почему именно эти дни имеют особое значение в православной традиции?

По православной традиции принято хоронить человека на 3-й день после смерти и устраивать поминки на 9-й и 40-й дни. Первым днем при этом является сам день кончины, именно с него (а не со следующего дня) ведется отсчет.

Особое значение этих дней для души усопшего объясняется в одном из раннехристианских сочинений, связанных со святым Макарием Александрийским – монахом и писателем IV века, которого почитают и православные, и католики. В русском переводе оно называется так: «Слово о исходе душ праведников и грешников, то есть каким образом они разлучаются с телом и в каком состоянии пребывают».

Согласно тексту, Макарий Александрийский узнал о посмертных скитаниях душ напрямую от ангелов, с которыми беседовал в пустыне в присутствии своего ученика. «Ангельское откровение» по части дат было следующим.

Третий день

Душа получает от сопровождающего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлуки с телом. В подражание воскресению Христа она впервые возносится на небеса, чтобы поклониться Богу.

Поясняется, что если душа любит тело, то в течение первых двух дней она скитается неподалеку и, как птица, ищет себе гнездо. (Кстати, поэтому православные и не совершают погребение раньше – чтобы не «расстраивать» душу, которая пока еще привязана к здешнему миру).

Когда же на третий день за нее молятся в церкви и приносят пожертвование, то в душе «рождается благая надежда».

«Священный час», Кристоф Ваше, 2005

Девятый день

6 предыдущих дней, с момента первого визита к Богу, душа гостила в раю и любовалась на обители святых. Там она, с одной стороны, забыла земную скорбь, но с другой, стала сокрушаться о своих грехах, считая себя недостойной райской благодати.

На 9-й день ангелы забирают душу из рая и вторично возносят к Богу. После ей предстоит долгая «экскурсия» по аду. (Это символически соотносится со смертью Христа на кресте в 9-м часу и его сошествию в ад перед воскресением).

Поэтому на 9-й день душе снова нужна поддержка в виде молитвы и поминок: это облегчает ее участь, дает передышку в безутешном самобичевании. Ходить при этом на кладбище или нет – это выбор близких, «плохих примет», обязательств или запретов для верующих нет, говорят священники.

«Купеческие поминки», Фирс Журавлев, 1876

Сороковой день

Душа умершего заканчивает 30-дневные метания по аду, где ей показывали «места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, находясь в которых души грешных непрестанно рыдают и скрежещут зубами».

Ангелы в третий раз возносят повидавшую виды душу к Богу – теперь уже на суд. Бог-судья определяет, где она будет пребывать в ожидании воскресения из мертвых и Страшного суда – событий в неизвестном будущем, которые обещаны Библией и связаны со Вторым пришествием Христа.

Поэтому на 40-й день душа особенно нуждается в том, чтобы за нее молились и поминали добрым словом, причем чем больше людей, тем лучше. Считается, что это поможет склонить Божий суд к благоприятному решению, ведь за человека, который совершил больше зла, чем добра, живые усердно просить не будут.

«Родительская суббота», Константин Иванов, 1997

Почему именно 40 дней

Периодом в 40 дней измеряются многие библейские события, но конкретно о 40-дневном трауре нигде не сказано. Иакова оплакивали 70 дней (40 дней бальзамировали), Моисея – 30 дней. Так что 40-дневным странствиям души после смерти ближе всего соответствуют 40 дней, в течение которых воскресший Иисус являлся апостолам, пока не произошло его Вознесение.

Стоит отметить, что у католиков (а это крупнейшая ветвь в христианстве) нет привязок к третьему, девятому и сороковому дням после смерти. Близкие усопшего сами назначают день похорон. Как и поминовение – в любые дни любого времени года, по своему желанию.