Ядерный взрыв на Харьковщине: о чем власти молчали полстолетия. ВИДЕО
08.12.2019 14:27

Первый ядерный взрыв в Украине произошел задолго до Чернобыльской катастрофы – 47 лет назад на Харьковщине взорвали ядерную бомбу, чтобы потушить пожар на газовой скважине. Операцию готовили в Москве под надзором КГБ в условиях чрезвычайной секретности, сообщает ТСН.

Ядерный взрыв произошел в 500 метрах от домов в селе Первомайское – и ни слова правды в советских новостях о нем не было. "Пошла такая коричневая смесь, а потом оно так завертелось клубком", - вспоминают очевидцы. О последствиях локальной "Хиросимы" теперь рассказывает местная фельдшерка, когда устраивает "экскурсию" по кладбищу: "Раковая болезнь была. Вот один, вот Митрофанович с женщиной лежит – оба раковые тоже. Это пик, пожалуй, 83-й год был".

Ряд одинаковых домов, одна улица и несколько разбросанных по селу дворов – все, что осталось от села Первомайское. В этот дом семью госпожи Лиды, тогда второкурсницы, переселили после взрыва. Они жили на краю села - прямо возле эпицентра аварии. 17 новых домов для переселенцев построили на один километр дальше.

Газовики приехали в деревню в 1970-м, разведали мощное месторождение, уже через год 17 скважин набурили, но спешили, ошибались. В результате аварии разорвало трубу, мощным потоком убило бурильщика, возник неконтролируемый газовый фонтан. Его зажгли, чтобы предотвратить взрыв. Впоследствии факел достиг нескольких десятков метров высотой, гасить его решили подземным ядерным взрывом. "Вообще никто ничего не сказал, что это ядерный взрыв", - говорит местная жительница Лидия Ричик.

Операцию готовили специалисты из Калуги, Москвы и Ленинграда. Все происходило под надзором КГБ в условиях чрезвычайной секретности. То было время, когда взрывать ядерные бомбы было модно – это и пропаганда государственной мощи, и эксперименты одновременно. В Советском Союзе в интересах народного хозяйства провели 124 взрыва. Так, в частности, возникло мертвое озеро Чаган в Казахстане. Опыт укрощения газовых фонтанов ядерным взрывом уже был в Уртан-Булак в Узбекистане.

Как подобное происходило в Украине – господин Николай видел собственными глазами. Местные милиционеры стояли в оцеплении вокруг эпицентра взрыва. Сначала все стихло, а через полминуты произошел новый взрыв. "Тряхнуло очень. Начальство было и из Киева, может, и из Москвы. Вертолеты стояли, "Волги". И начали – они в курсе дела были, что это был за хлопок – и начали разбегаться. А нам никто ничего не говорит", - вспоминает Николай Таран.

После взрыва факел запылал еще мощнее. Сейчас можно только предполагать, что именно пошло не так. "Пробурили наклонную шахту. Заложили ядерный заряд. Он взорвался, поднялось давление в месте заряда. Принцип – смещается пласт и перекрывается наша газовая конфорка. Пламя гаснет. Мое предположение – была недостаточная мощность ядерного заряда. И давление 400 атмосфер вымыло эти пласты, в результате чего получился ядерный гриб", - рассказал начальник отдела анализа безопасности государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности Дмитрий Гуменюк.

Подержав людей пару часов в 5-7 километрах от эпицентра ядерного взрыва, их вернули домой. Сельчане пили воду из колодцев, ели собственные овощи – им никто не сказал, что это опасно. К факелу начали ездить туристы, местные ребятишки там играли после школы. "Ходили Новый год встречать туда. Трава росла. В январе, в феврале месяце трава росла, красивая, можно было туда коров гонять. Раздеты были, там до 30 градусов тепла", - говорит местная жительница Юлия Караная.

Спасателям пришлось еще два года бороться с последствиями ядерного взрыва. Чем именно был начинен заряд – информация засекречена до сих пор. Данные о параметрах взрыва, составе и мощности взрывчатки забрали в Москву. Неизвестно даже, был ли это урановый или плутониевый заряд. Господин Владимир был свидетелем событий в Хрестище – от первого дня аварии и до момента, когда скважину заглушили. В его архиве сохранились уникальные снимки. Он хотел написать книгу о своем противофонтанном подразделении – они тушили факел, пока их не отстранили и не начали готовить ядерный эксперимент. "Сказали: только атомный взрыв. Наши специалисты были очень против. Мы предлагали наш вариант, который мы начали перед взрывом. Брежнев и Косыгин – они подписали и дали команду. Там еще была группа людей, которые были очень заинтересованы в результатах атомного взрыва в густонаселенных районах. И они писали диссертации хорошие для себя", - говорит он.

Украинские пожарные знали, что делать – это был один из лучших противофонтанных отрядов в Советском Союзе. Наши спасатели боролись со значительно более масштабными авариями. Газовый факел под давлением 400 атмосфер, который достигал 50 метров в высоту, ребята потушили через несколько месяцев после неудачного взрыва стандартными методами. Выкопали огромный котлован глубиной 20 метров, чтобы добраться до порванной трубы, обрезали ее, навели специальное оборудование и струю газа развели в стороны – так смогли залить в трубу раствор.

Болеть люди начали не сразу. Наталья как раз приехала в деревню работать фельшером, вела записи в журнале, но они потеряны. Поэтому женщина предлагает поехать на кладбище: диагнозов на плитах нет, но Наталья их помнит. Фельшер уверена – вот это и есть последствия их ядерной трагедии. Практически в каждом дворе были пациенты с онкологией. От нее умерла и ее мама.

Есть такие, которые пережили рак, но эта тема в деревне – табу. Хотя официальной статистики нет, в районной больнице подтверждают, что в первые 30 лет после взрыва в трех ближайших селах количество больных раком заметно возросло. "Мы посчитали - за эти годы примерно полторы тысячи населения умерли в них. Среди причин смерти я могу сказать, что рак легких у мужчин, рак желудка, у женщин - рак молочной железы. А потом, в 2000-х, оно выравнялось", - рассказала начмед районной больницы Вера Горбович.

За это время природа должна была уже очиститься от радиации, но содержательных исследований никто так и не проводил. Поэтому журналисты нашли лабораторию, которая наконец исследует почву и воду и определит, безопасно ли сейчас в пострадавших селах. По направлению, куда понесло радиационное облако в 1972 году, сейчас берем пробы земли с разной глубины на исследования. Землю взяли и из эпицентра взрыва, и с местного заброшенного кладбища – всего 10 пакетов. Образцы исследовали в Институте геохимии окружающей среды, где есть точное оборудование, которое фиксирует малейшие отклонения от нормы. Обнаружили небольшое количество цезия-137 и природные радионуклиды. Вывод: через полвека после ядерного взрыва жить на этих землях безопасно.

А вот вещества, которые убивали людей, уже невозможно определить. Чем именно была начинена ядерная бомба, сможем узнать разве что тогда, когда в России откроют архивы КГБ. Документы, которые удалось найти в Украине, подтверждают: человеческая жизнь была не на первом месте для экспериментаторов. Основные мотивы докладной секретарю ЦК КПУ товарищу Щербицкому: "Сохранение личного и государственного имущества обеспечено полностью. Жители никаких претензий не имеют и довольны оказанной помощью". А "довольные" крестьяне до сих пор добиваются статуса пострадавших от атома.