18.11.2005 14:39
«Акция Витренко в дни годовщины «оранжевой революции» – это будет соль и перец по оголенной ране, и может вызвать болезненную реакцию», – полагает член фракции СДПУ (о) Игорь Шурма. Он пояснил корреспонденту From-UA, что, «поскольку это не праздник, не стоит проводить какие-то праздничные акции, когда одни будут петь дифирамбы, а другие нет. Не должно быть и альтернативных акций. Тот, кто будет проводить альтернативные акции, будет подтверждать ту точку зрения, что все-таки какое-то событие, которое заслуживает празднования, произошло».

По словам И. Шурмы, «тогда произошла ужасная для истории украинского общества вещь. Самая большая опасность того времени – это то, что люди поверили. Людей заставили поверить, их убеждали, что нужно поверить. А сегодня все эти надежды напоминают черепки старого горшка, который упал даже не на паркет, а на ковер, и даже смягченного удара просто не выдержал. Возможно, кто-то будет пытаться его слепить, сделать антиквариат, но, мне кажется, это все видят и все знают. У людей не только большое разочарование, люди еще должны признать, что это оказалось ошибкой».

«Те, кто хочет провести какие-то антиакции, заострить на этом внимание, также делают ошибку, – убежден народный депутат. – Это очень тонкое состояние души, когда ты осознаешь, что ошибся, что тебя обманули, но жить надо, надо это признавать и что-то изменять. И когда в этот момент приятных воспоминаний и проявления силы воли, когда приходится осознать: что-то произошло не так, как это было обещано, – когда в этот момент появляется действие, подчеркивающее твои сомнения, может произойти болезненная реакция».

И. Шурма также подчеркнул, что принадлежит к людям, которые празднуют исключительно государственные или религиозные общеукраинские и региональные праздники. «Когда меня спрашивают, как я отношусь к празднику «оранжевой революции», мне всегда припоминаются времена ненавидимого национал-патриотами праздника Октябрьской революции. Когда-то чем помпезнее государство отмечало этот праздник, тем хуже была ситуация в стране. Сегодня мы на пути основания именно такой традиции», – считает Игорь Михайлович.

Он напомнил, что в школьные учебники истории «внесен целый ряд фотографий героев минувших дней». «Мне интересно, – задается вопросом народный избранник, – как детям, внукам, знакомым объяснять, кто такой Петр Порошенко, который изображен на фотографиях – человек, который увяз в коррупционных обвинениях? Как объяснять, кто такой Александр Третьяков, которого Президент также уволил и который никак не может никак угадать, в какие двери в Верховной Раде зайти, поскольку его вызывают все возможные комиссии, расследующие коррупцию? Как объяснить детям, кто такая на то время «добрая фея и принцесса» Юлия Тимошенко, которая сегодня неизвестно кто, поскольку Президент отправил ее в отставку и сегодня пускает «отравленные стрелы» в ее сторону? Как объяснить детям, почему именно они попали в учебник, а не кто-либо другой? Поэтому праздновать такие события не нужно».

Также по мнению И. Шурмы, «никогда не стоит забывать и еще одну вещь: революции задумывают гении, реализуют одержимые, а пользуются мерзавцы. Взаимные обвинения и раскол в провластном лагере говорит о том, что эта фраза, рожденная в прошлом, может быть адаптирована к сегодняшним событиям. Поэтому поводов для празднования мало».

«Более того, – добавил Игорь Михайлович, – 14 лет независимости и 10 лет руководства страной Л. Кучмой вывели страну на иные качественные показатели. Я не говорю, что они были очень хороши, что исчезла бедность, что у нас пропали всяческие проблемы – это было бы лукавством и неправдой. Но в стране начал устанавливаться порядок, стабильность, однозначно было продвижение вперед. И вот после бурных событий 15 млн. украинцев отдали свой голос человеку, который возродил в них веру, а эта вера сегодня разбита. Говорить сегодня о том, что это должно быть всенародным праздником или большинства граждан, совершенно некстати. Я знаю, что я отвечу через 10 лет, когда меня спросят, как я охарактеризую то, что произошло. Я скажу: а мне жаль, что так произошло».