06.01.2006 12:42
Достигнутые между Россией и Украиной договоренности по газовому вопросу один из лидеров Народного блока В. Литвина Олег Зарубинский оценивает спокойно. «Можно называть это компромиссом, а можно и не называть, потому что компромисс - это уступки, а со стороны РФ я уступок не увидел», - объяснил он корреспонденту From-UA.

«Российская Федерация как пыталась установить цену для продажи своего газа для Украины по $230, так по $230 она его и продает, - подчеркнул народный депутат. - А что касается $95, то эта цена стала возможна не потому, как это было заявлено украинской властью накануне Нового года, что 40 млрд. кубометров газа из Туркмении мы будем получать по цене $50. Мы же и туркменский газ уже фактически покупаем за $95».

По мнению О. Зарубинского, «не нужно быть фантастами, нужно понимать, что Украина не могла реально настоять на сохранении цены российского газа на том уровне, который был раньше». Народный избранник подчеркнул, что достигнутые договоренности «не нужно преподносить как серьезную победу. Россия своего добилась полностью. А какая ей разница, что Украина покупает туркменский газ дешевле, чем у нее? $95 - это среднее арифметическое между $230 и тем, что нам обещал Туркменбаши».

«Но в данном случае плохой мир лучше, чем хорошая война, - уточнил Олег Александрович. - А то, что мир плохой, то я бы даже не назвал это миром. Это перемирие. Я убежден, что в 2006 году будет еще много кризисных моментов в отношениях Украины и России. И они будут касаться не только газа. Поэтому в 2006 году нужно сделать несколько вещей».

По словам О. Зарубинского, во-первых, нужно инвентаризировать всю договорную базу между Украиной и Россией. «Второе - нужно «инвентаризовать» всю нашу систему взаимоотношений с РФ. И третье - нужно максимально прагматично, спокойно, без надувания щек со стороны Украины, но и без посыпания головы пеплом, определиться относительно новой украино-российской политики, особого статуса наших взаимоотношений».

«Когда я говорю об особом статусе, - пояснил народный депутат, - речь идет не о целовании в десны и не встречи без галстуков. Как кто-то метко сказал: чем больше встреч без галстуков, тем больше можно потом потерять штанов. Речь идет о построении особого статуса украино-российских отношений, учитывая то место, которая Россия занимает для Украины в энергопоставках и некоторых других вопросах. Нужны отношения на инвентаризованной базе, а не спонтанные, от случая к случаю, не как реакция на те или иные действия России».