30.01.2006 23:06
В России могут запретить книги экстремистского и националистического содержания. К этому призвали правозащитники и члены Общественной палаты на прошедшем в Госдуме в пятницу, 27 января, "круглом столе", посвященном борьбе с экстремизмом.

Как сообщает Newsru.com, ожидается, что изначально в список войдет около 20 произведений классиков фашизма и национализма. Специальная экспертная комиссия будет оценивать все появляющиеся новые книги такого содержания.

Одним из поводов к применению конкретных мер по борьбе с пропагандой экстремизма в России стала недавняя резня в московской синагоге. В ходе очередного раунда обсуждений поправок в закон "О противодействии экстремистской деятельности", прошедшего на Охотном Ряду в пятницу, было внесено предложение законодательно запретить книги, сеющие в обществе вражду и нетерпимость.

С такой инициативой от имени Общественной палаты выступил известный адвокат Генри Резник. По его словам, создание базового списка книг, недопустимых для свободного распространения в России, могло бы значительно упростить процедуру доказательства их вредоносности в ходе процессов по делам о разжигании межнациональной розни. Он считает, что "ядро" экстремистской литературы существует уже не одно десятилетие, и во многих странах распространение такого рода изданий запрещено.

По словам Резника, в первую очередь, это произведения лидеров фашистского рейха: "Майн кампф", работы Альфреда Розенберга, "Протоколы сионских мудрецов". "Эти книги должны быть запрещены для свободного распространения и помещены в спецхраны для доступа к ним узкого круга людей, - сказал адвокат. - Список этих книг должен быть открытым, и как только в свет выходит новое творение националистического содержания, на основании научно обоснованного мнения экспертной комиссии через суд оно должно заноситься в "черный список".

Как отметил Генри Резник, в Европе имеются такого рода решения, в частности, Швейцарский суд в свое время признал исторической фальшивкой "Протоколы сионских мудрецов", а в Германии и Франции объявлено уголовно наказуемым деянием отрицание Холокоста, поскольку речь идет о пересмотре абсолютно установленного исторического факта.

Что касается России, такой список должен составляться на основе "прецедентов, которые имеются в нашей судебной практике", а также с учетом "того прецедента, который был создан Нюрнбергским судом", отметил Резник.

Известный писатель Василий Аксенов заявил, что запретный плод всегда привлекает внимание публики, поэтому целесообразнее говорить не о полном запрете, а о некоторых ограничениях. По его мнению, это не должны быть меры, которые свидетельствовали бы о "полицейском зажиме - пожалуйста, издавайте, но продавать нельзя".

"Во всех демократических странах издается, мне кажется эта литература, но, по-моему, ее нигде не видишь, она не бросается в глаза", - сказал Аксенов. "В Москве, в России сейчас какое-то нездоровое увлечение фашистскими, расистскими и прочими мудростями", - констатировал писатель.

С тем, что продажу книг ксенофобского и экстремистского содержания необходимо ограничить, согласен и заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник. "Неправильно лишать специалистов возможности ознакомиться с этой пакостной литературой, но чтобы это массово издавалось и наносило моральный урон обществу, решение правильное", - заявил депутат, комментируя инициативу об официальном законодательном запрете книг экстремистского и ксенофобского содержания.

Глава Московского бюро по правам человека Александр Брод, в свою очередь, заявил, что базовый список книг, подлежащих запрету, должен состоять из 20-30 произведений - с возможностью дальнейшего дополнения.

"Такой литературы, конечно, гораздо больше, но некие базовые вещи, которые регулярно перепечатываются большими тиражами и пользуются спросом, должны быть запрещены", - заявил правозащитник.

Кроме книг Гитлера, Розенберга и Юргенса Графа, утверждавшего, что крематории не предназначались для массового уничтожения евреев, Брод назвал и произведения нескольких отечественных авторов. К ним, по его словам, относятся тексты Олега Платонова, Михаила Назарова, Бориса Миронова, Григория Климова.

Одной из самых опасных книг, по мнению Брода, является произведение "Расология" Владимира Авдеева, предисловие к которому, кстати, написал депутат Госдумы Андрей Савельев. В прошлом году книга свободно продавалась в самых крупных магазинах Москвы и Петербурга.

По словам Брода, вырабатываемое экспертным сообществом новшество не будет распространяться на художественные произведения. Законодательно введение в нормативную практику такого списка должно быть оформлено специальным постановлением Генеральной прокуратуры или представлением Верховного суда.

Пока предложенные поправки, касающиеся и экстремистской литературы, и деятельности радикальных организаций будут направлены на согласование в Минюст и прокуратуру, а депутаты смогут ознакомиться с ними не раньше, чем через 2-3 месяца.