05.05.2006 01:13
Католическая церковь находится на пороге исторического перелома в отношении к презервативам, которое может дать надежду миллионам людей в Африке и других частях мира, страдающего от СПИДа.

«Мы проводим очень тщательное исследование в том, что касается научной, технической и нравственной стороны вопроса», – говорит глава Ватиканского совета по пастырскому попечению о здоровье.

Как сообщает Росбалт, предположительно, Церковь даст осмотрительное и ограниченное благословение на использование презервативов супружескими парами, если один из супругов болен СПИДом, для защиты здоровья второго партнера. Это всего лишь техническая уступка, основанная на двух древних принципах, однако на фоне упорного нежелания руководства Римско-католической церкви пойти хотя бы на некоторые послабления твердых правил на протяжении почти целого поколения это равносильно революции.

В наше время, когда более 40 миллионов человек заражены ВИЧ и ежедневно диагностируются 13 тысяч новых случаев заражения, Ватикан обвиняли в том, что он способствует распространению эпидемии, запрещая использование профилактических средств. По данным близких к Ватикану источников, документ, в котором будет высказана новая позиция Католической церкви, уже получил одобрение Совета по пастырскому попечению о здоровье. Он также должен быть одобрен Конгрегацией доктрины веры и, наконец, получить одобрение папы Бенедикта XVI.

До тех пор, пока папа его не подпишет, ничего не известно наверняка. Однако сам факт того, что обсуждение зашло так далеко и полдюжины влиятельных кардиналов одобрили этот осторожный и аккуратно сформулированный документ, указывает на высокую вероятность перемен. С момента энциклики папы Павла VI Humanae Vitae в 1968 году контрацепция была для Церкви табу. Однако в 1968 году не было пандемии СПИДа. Политика Церкви по отношению к презервативам на протяжении поколения заключалась в их жестком запрете, в то время как болезнь, распространение которой, как обвиняют критики, по крайней мере, можно было бы сдержать посредством использования презервативов, нанесла сокрушительный удар по странам развивающегося мира.

Изменение подхода было озвучено в прошлом месяце кардиналом Карло Мария Мартини, бывшим архиепископом Милана, которого многие либералы прочили в преемники папе Иоанну Павлу II. В переписке с хирургом, опубликованной в еженедельном информационном журнале L'Espressо, кардинал Мартини сказал: «Разумеется, использование средств профилактики в некоторых случаях представляет собой меньшее из зол. Существует особая ситуация, когда один из супругов болен СПИДом. Его долг – защитить своего партнера, и у них должна быть возможность защитить себя».

Кардинал Мартини имел в виду правомерность самозащиты: к примеру, если сексуальные притязания мужа представляют угрозу жизни женщины, то с ее стороны оправданна самозащита, и она может убедить супруга использовать презерватив – даже если в результате не произойдет зачатия ребенка.

В 2004 году кардинал Хавьер Лозано Барраган, президент Папского совета по пастырскому попечению о здоровье, высказал аналогичную позицию. Он сказал: «Если муж хочет заняться сексом с женой, которая не заражена, то она должна защищать себя всеми необходимыми способами». Он отметил, что это соответствует католическому учению, согласно которому из соображений самозащиты позволяется убивать, дабы не быть убитым.

Ни Мартини, ни Барраган не дошли до пропаганды использования презервативов. Политика Ватикана, согласно которой цель сексуального акта – деторождение, остается непреложно священной. Однако моральные нюансы, подобные озвученной ими позиции, имеют в истории Церкви давнюю традицию.

«Духовникам и священникам традиционно дозволяется советовать прихожанам «меньшее зло», чтобы предотвратить больший вред», – говорит Джон Аллен из католического издания National Catholic Reporter. «Например, если главарь банды говорит священнику, что намеревается убить врага, и убедить его не делать этого невозможно, то священник может посоветовать ему вместо этого избить его. Священник не одобряет факта избиения, просто он допускает это, чтобы избежать более плачевного исхода».

Бенедикт XVI, чей первый год пребывания на папском престоле как раз подходит к концу, мало похож на реформатора. Десятилетиями он был известен как суровый «ревнитель веры» при своем предшественнике. Однако некоторые источники в Ватикане утверждают, что главным препятствием для реформ был Иоанн Павел II. Сейчас многие думают, что Бенедикт, будучи ревностным защитником чистоты католического учения, своевременно пришел на эту должность, чтобы несколько сблизить позицию Церкви с жизнью верующих. Возможно, он окажет несколько запоздалую поддержку католикам, занимающимся проблемами развития медицины и охраны здоровья в регионах, где бушует эпидемия СПИДа.