15.05.2006 00:02
Фильм «Код да Винчи» видели целиком, вероятно, только его режиссер, продюсеры да писатель Дэн Браун, чей роман, более ста недель продержавшийся в списке бестселлеров New York Times, лег в основу экранизации. Как сообщает Росбалт, даже актерам удалось посмотреть лишь кусочки с их участием — во время переозвучания.

Съемки картины тоже проходили в обстановке полной секретности. Все сценарии были пронумерованы, чтобы в прессу не просочилась ни одна деталь фильма, ставшего сенсацией еще до момента завершения работы над ним. Завеса таинственности развеялась только в марте, когда кинокомпания Sony провела шикарную презентацию киноверсии книги Брауна для нескольких десятков представителей мировой прессы в одном из мест, где развернулись ее съемки — главном парижском музее Лувр.

Как рожала Мария Магдалина

На суд журналистов представили 46 минут материала — наскоро приклеенные друг к другу самые ударные эпизоды картины. Вот куратор Лувра Соньер (хороший французский актер Жан-Пьер Мариэль), прихрамывая, бежит от печального и страшного монаха Сайласа (перекрашенный в альбиноса Пол Беттани).

Сцена безжалостной расправы монаха над беднягой Соньером монтируется встык с выступлением Роберта Лэнгдона (отпустивший волосы Том Хэнкс) на научной конференции, в котором для самых дремучих кинозрителей разжевывается смысл его «еретических» взглядов.

Вот абсолютно голый Сайлас долго, со смаком лупцует себя плетьми — камера акцентирует его страдающие, полные слез глаза...

Вот Софи Неве (слегка повзрослевшая Одри Тоту) приникает к обнаженному телу дедушки, распростертому на полу Лувра, а вот обнаруживает оставленное им послание на стекле, за которым — бесценная «Мона Лиза».

Вот, спасаясь от преследований капитана Фаша (везде одинаковый Жан Рено), Неве-Тоту на крошечном «Смарткаре» рассекает по парижским мостовым, маневрируя между огромными помойными машинами. А вот, несмотря на природную хрупкость, она пришибает ногой гиганта Сайласа...

Будут в картине и сцены из времен земного существования Иисуса Христа, и даже вполне шоковый эпизод родов Марии Магдалины — в неудобном положении «стоя». Как известно, основная мысль книги Брауна в том, что на протяжении веков церковь скрывала тот факт, что Иисус был женат на Марии и имел от нее детей, потомки которых живут и поныне.

Последнее искушение Христом?

Невероятный успех книги и огромный интерес к фильму говорят лишь об одном: в сознании людей, в том числе верующих, происходит и уже произошла необратимая мутация. Для примера: картина Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988), в которой Иисус тоже изображался не Богом, а вполне живым, не без слабостей, человеком, вызвала волну протестов и терактов, по сравнению с которыми все страсти с «Кодом да Винчи» кажутся бурей в стакане воды.

Картину Скорсезе в массовом порядке отказывались прокатывать владельцы кинотеатров, было зарегистрировано 260 попыток насильно закрыть залы, в которых шел «проклятый фильм». Люди бросались на экран с ножами, на грузовиках въезжали в кинозалы, 10 тысяч протестующих брали в кольцо студию «Юниверсл»...

Фильм Скорсезе заработал всего 35 миллионов долларов. Не прошло и 20 лет — и киноверсия «Кода да Винчи», чей пафос, в общем, заключен в том, что церковь лгала человечеству 2000 лет о половой жизни Иисуса, открывает престижнейший Каннский кинофестиваль. А журнал Forbs оценивает ее коммерческие перспективы только в Америке как минимум в 450 миллионов долларов. Кассовые же сборы во всем мире могут достигнуть миллиарда. Что называется, почувствуйте разницу!

Успех «Кода да Винчи» стал возможен в мире, где взгляды людей поменялись самым коренным, кардинальным образом. Судите сами: согласно опросам Гэллапа, 70% американских католиков одобряют контроль над рождаемостью, и такой же процент населения Рима (на 80% состоящего из католиков) не считает грехом секс до брака. Эту реальность не желает брать во внимание духовенство, оставшееся где-то далеко позади исторического процесса, но зато с удовольствием учитывают умные и ушлые голливудские мастера искусств и обслуживающие их ловкие литераторы. Вот и судите теперь, кто из них реально влияет на современные умы!

Все на борьбу с «ересью Дэна Брауна»!

В марте прошлого года крайне недовольный Ватикан благословил кардинала Тарчисио Бертоне (архиепископ Генуи, чья кандидатура обсуждалась в качестве возможного преемника Иоанна Павла II) на борьбу с «опасной и быстро распространяющейся ересью Дэна Брауна».

Подобное не случалось с 1960-х годов, когда Ватикан перестал осуждать и проклинать произведения искусства, с которыми не был согласен.

Но тиражи книги, раскупавшейся прихожанами, как свежие пончики, заставили католическую церковь забить тревогу. Не говоря уже о ее киноверсии, способной сбить с пути истинного в сотни, тысячи раз больше людей.

Создатели картины, однако, изо всех сил стремились найти контакт с прогрессивно мыслящими представителями духовенства, чтобы не оттолкнуть от «Кода да Винчи» религиозно настроенных зрителей. Даже дали на рецензию копию сценария.

Позиция церковных ортодоксов: история, рассказанная в отвратительном и богопротивном романе Брауна и его экранизации, — вредный вымысел, не имеющий никакого отношения к действительности. Те же служители культа, кто осознает тщетность притязаний на обладание истиной в последней инстанции, считают, что пусть лучше так исследуется и обсуждается жизнь Христа, чем вовсе никак.