Кто сядет на трубу, тот и назначит будущего президента Украины – эксперт
07.05.2013 16:17
Северный и Южный потоки не оправдывают себя, даже если бы не происходило падение объемов продажи российского газа в Европе, поскольку эти газопроводы не имеют подстраховки в виде подземных газохранилищ. Так прокомментировал изданию Новости Украины – From-UA ситуацию, сложившуюся на газотранспортном рынке России директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар.

«То есть они как маршруты не могут считаться высоко надежными, поскольку в случае ЧС невозможно будет обеспечить непрерывные поставки, - убежден эксперт. - С самого начала эти проекты были экономически не оправданы и политически мотивированы. В 2012 году ситуация в Газпроме стала значительно хуже на основном рынке – европейском, и жаловаться здесь Газпром может только сам на себя, поскольку это результат его негибкой ценовой политики, поскольку газ в России считают больше, чем товар, его используют как своеобразный вид оружия».

Михаил Гончар считает, что норвежский газ хотят использовать в Европе больше, чем российский, поэтому все формулировки типа «Газпром сократил поставки в Европу» не отображают реального положения дел.

«Надо говорить, что Европа не хочет покупать больше российского газа, а хочет покупать его все меньше и меньше, - продолжил эксперт, - поскольку появляется все больше альтернатив, и то, что утратил Газпром, получила Норвегия с точки зрения дополнительных объемов поставок в Европу. Я думаю, что подобная тенденция будет сохраняться до 2022-2025 г., если Россия не пересмотрит кардинально свою политику, суть которой заключается в одном – газ должен быть товаром, который продается по рыночной цене».

Оценивая перспективы Украины, авторитетный эксперт не смог назвать их особо радужными, потому что «мы стали заложники процесса, на который не можем оказывать влияния, поскольку потребитель отдает преимущество другим поставщикам вместо России. Изменить политику Газпрома мы не можем. Соответственно, наша ГТС в перспективе остается не полностью загруженной, но трагедии в этом нет».

Господин Гончар уверен в том, Россия заинтересована в контроле над украинской ГТС.

«А что касается Европы, - высказал свою точку зрения эксперт, - то европейские компании никогда не ставили вопрос о контроле над нашей ГТС, он для них лишен смысла, поскольку всю полноту ответственности за поставки газа в Европу на границе с ЕС несет Газпром согласно подписанным контрактам с европейскими партнерами».

Г-н Гончар акцентировал внимание на том, что Украина «не присутствует как юридический субъект в отношения Россия - Европа. Они осознают значение Украины в технологическом плане как звена цепи: добыча - транзит - потребление газа, и они неоднократно высказывали свои пожелания Украине с тем, чтобы сделать ГТС прозрачной для европейских партнеров, что снизило бы риски перебоев и повысило уровень безопасности поставок».

Этот нюанс, по мнению специалиста, показывает абсолютно разные подходы ЕС и России.

«Поэтому говорить о том, что идет борьба между Россией и ЕС за контроль над ГТС нецелесообразно, - считает эксперт. - Россия ведет борьбу с украинской властью и прекрасно осознает, что кто в Украине контролирует трубу, тот контролирует и экономику, а, соответственно, и определяет политику».


И можно сказать, что тот, кто сядет на трубу, тот и назначит будущего президента Украины, и не факт, что им будет нынешний президент, если ГТС будет отдана в аренду России, считает Михаил Гончар.

«Наша проблема в том, что из-за большой энергоемкости нашей экономики наша ГТС играет роль универсального ключа доступа к основным промышленным активам олигархических групп, которые и имеют эту власть, - убежден эксперт. - Де-юре труба находится в государственной собственности, но де-факто мы понимаем, что она находится под контролем отдельно взятой лояльной к власти олигархической группы. Но ситуация изменится, если в эту систему войдет чужой элемент, и мы понимаем, что этим элементом может быть только Газпром. Вариант прихода Газпром, в виде консорциума или любом другом, будет означать переформатирование внутренней экономической, а со временем и политической жизни Украины».

По наблюдению Михаила Гончара, Газпром во многом живем иллюзиями, что с 90-х годов в Европе ничего не изменилось.

«Раньше в ЕС не существовало интегрированного рынка газа, поэтому Газпром играл с каждым членом ЕС в свою игру. Следующий год будет переломным том смысле, что в ЕС (фактически уже и сегодня) имеет место быть интегрированный газовый рынок. – прогнозирует специалист. - Будут осуществлены определенные действия по Третьему энергопакету, буду реализованы инфраструктурные проекты, и к 2015-2016 году будет европейский интегрированный рынок. Вместо национальных газовых рынков будет 6-8 газо-торговых зон на территории ЕС, и внешним поставщикам придется иметь место с абсолютно другой природой рынка, они будут работать на рыночных условиях».

«Третий пакет – это не какая-то абстрактная выдумка, это реальный механизм, который обеспечивает определенные возможности любому из заинтересованных субъектов. И Газпром со своими ценами и негибкой ценовой политикой будет неконкурентным. Газпром окажется тем монстром, динозавром, который не сможет подстроиться под реалии нового рынка, и в этом его проблема», - уточнил Михаил Гончар.

«Что касается сланцевого газа, то он вряд ли изменит ситуацию до 2020 года, - уверен г-н Гончар.- В Украине эти перспективы ближе к 2030 году, но, несмотря на туманность этих перспектив, тем не менее, даже в таком контексте она уже оказывает свое влияние в Европе, потому что в большинстве европейских стран достаточно активно идут разведывательные работы по поиску нетрадиционных видов газа, что бы там ни говорили зеленые и зеленоподобные».

Эксперт считает, что он не будет таким стремительным, как в США, но перспектива у этого процесса где-то к 2020 году в Европе будет.

«Газпром это чувствует, но ничего не может сделать, и такой «динозавр» обречен на вымирание. И чем больше он строит обходных труб, тем быстрее он приближает свой конец. Современная тенденция заключается в том, чтобы инвестировать в геолого-разведывательные работы и в добычу, а не в строительство никому не нужных трубопроводов. Газпром с точки зрения стратегии ведения политики на современном газовом рынке – это архаичная, динозавроподобная структура, которая живет представлениями 90-х годов о европейском рынке газа» - высказал свою точку зрения наш эксперт.


«Газпром действует против логики. В России реализуются масштабные затратные проекты не потому, что они необходимы, а потому что это есть способ относительно легального вымывания финансовых потоков из корпоративного бюджета Газпрома и перекачивания этих денег в личные карманы олигархических групп и политического руководства России. Это бизнес по-российски» - подытожил Михаил Гончар.

С мнением других экспертов вы можете ознакомиться ЗДЕСЬ