02.08.2006 13:36
Скоро КНР будет располагать всем необходимым, чтобы установить контроль над "малым Китаем" силовыми методами. Как сообщает Взгляд, Китай отрабатывает планы массированных авиаударов по крупнейшим авиабазам Тайваня. Для этого в провинции Ганьсу на западе КНР создано два специальных полигона, до мельчайших деталей копирующих основную базу тайваньских военно-воздушных сил Цинцюаньган (Ching Chuankang). США подтвердили, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) перестраивается с решения оборонных задач на задачи наступательные.

Свои выводы авторитетное военное издание Kanwa Defense Review, выходящее в Гонконге (Сяньган), подтверждает снимками популярного интернет-сервиса Google Earth, на которых хорошо заметно, что полигоны подвергались неоднократным массированным ударам с воздуха, в том числе ракетами дальнего радиуса действия, находящимися на вооружении Китая, кассетными, а также специальными "противоаэродромными" боеприпасами, выводящими из строя взлетно-посадочные полосы.

Журнал также утверждает, что китайские власти провели существенную модернизацию аэропорта Динсинь, находящегося рядом с полигонами. Теперь на нем могут свободно приземляться любые типы военных самолетов, включая тяжелые бомбардировщики Xian/Harbin H-6, являющиеся лицензионными копиями снятых в России с вооружения бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16.

132 таких самолета состоят на вооружении ВВС НОАК, и еще около 30 (в ракетоносном варианте) - на вооружении авиации ВМФ. По мнению аналитиков журнала, это свидетельствует о подготовке китайских вооруженных сил к возможному военному конфликту в Тайваньском проливе.

Согласно выходящему в США ежегодному аналитическому докладу "Китайская военная мощь" (China's Military Power), Народно-освободительная армия Китая (НОАК) перестраивается с решения оборонных задач на задачи наступательные. И ближайшей целью китайских военных является Тайвань.

Впервые этот вывод публично озвучил на правительственном уровне еще два года назад, выступая в Комитете по международным отношениям сената США, заместитель министра обороны по вопросам международной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе Ричард П. Лолесс. Тогда это заявление привело сенаторов, мягко говоря, в легкий шок.

Выводы, которые делают эксперты в новом издании доклада, еще более категоричны и подтверждены убедительной аргументацией. Так, согласно американским данным, на вооружении НОАК в настоящее время находятся 650-700 баллистических ракет короткого и среднего радиуса действия. Армия ежегодно пополняется 70-75 новыми ракетами. Вся эта группировка развернута в южных провинциях страны таким образом, чтобы при необходимости поразить любую цель на тайваньской территории и в прилегающих к острову водах.

Китайские ВМФ по всему миру скупают (или заказывают у производителей) танкодесантные корабли, быстроходные амфибийные транспорты на воздушной подушке, в программе на ближайшее будущее - строительство десантных вертолетоносцев. Без таких десантно-высадочных средств любая акция против Тайваня окажется невозможной, разве что командование НОАК реализует старую идею "великого кормчего" - замостить Тайваньский пролив трупами китайских солдат, чтобы по ним смогли пройти танки, как обещал в свое время Мао Сталину.

По утверждению тех же экспертов, оборонный бюджет КНР составит в этом году не 25 миллиардов долларов (согласно пятилетнему плану), а как минимум 50-70 миллиардов с учетом внебюджетного финансирования закупок иностранных оружейных систем и военных технологий. Аналитики также полагают, что если такой уровень финансирования вооруженных сил сохранится еще четыре-пять лет, по истечении этого срока КНР будет располагать всем необходимым, чтобы установить контроль над "малым Китаем" силовыми методами.

"Такое развитие событий не в интересах США, - говорит Роджер Робертсон, председатель Американо-китайской экономической комиссии. - Я не могу рекомендовать конгрессу разрешить продажу американского оружия в КНР, так как считаю, что риск военного конфликта с Тайванем превышает все возможные экономические выгоды такой торговли".

С ним согласен и Дункан Хантер, председатель Комитета по вооруженным силам палаты представителей конгресса США. "Может случиться, что мы окажемся перед лицом огромной коммунистической армии, поддержанной всей мощью западной капиталистической системы", - подчеркнул Хантер.

Похоже, Америка начинает осознавать угрозу, создаваемую ее геополитическим интересам растущей мощью КНР. "Тайвань - лишь ближайшая цель, основная задача Китая - это полная гегемония в Азии, вытеснение из региона американских военных структур и военное сдерживание Индии", - полагает известный американский политолог Ричард Фишер, глава Центра азиатской безопасности при Институте проблем войны и мира в Вашингтоне.

Еще более определенно высказывается Артур Лодер, профессор международных отношений в университете штата Пенсильвания. "Китайские вооруженные силы сейчас единственные в мире, которые развиваются в направлении военного противостояния с США. Полагаю, что скоро Китай будет представлять для нас такую же, если не большую, угрозу, как в свое время СССР и его союзники", - отмечает Лодер.

Не исключая возможности этого сценария в будущем, следует полагать, что "оргвыводы" Пекина в отношении Тайбэя последуют только в одном случае - если остров объявит о своей формальной независимости от материка. Напомним, что Тайвань занимает особое место на политической карте мира, поскольку его юридический статус до сих пор толком не определен.

После того как в 1949 году, потерпев поражение в войне с коммунистами, на остров сбежали сторонники националистической партии - Гоминьдана во главе с ее лидером генералиссимусом Чан Кайши, в Пекине сочли остров мятежной провинцией и утверждали, что намерены покончить с ее самопровозглашенным суверенитетом любыми средствами, включая, если понадобится, и военные.

Последний раз такое заявление сделал 31 июля министр обороны КНР Цао Ганчуань. В качестве обоснования своих прав на остров КНР ссылается на то, что Тайвань не пользуется международным признанием как независимое государство. Тайваньцы на это отвечают, что у них есть собственная конституция, демократически избранное правительство и вооруженные силы в количестве 400 тысяч человек.

27 государств, таких, к примеру, как Кирибати в Тихом океане, признают независимость Тайваня. Но в той же речи министра прозвучали и иные, ранее на встречавшиеся в лексике китайских военных слова о том, что "армия приложит максимум усилий, чтобы добиться объединения страны мирным путем".

Поскольку Ганчуань не раскрыл смысл своего утверждения, следует понимать, что "вклад армии" в процесс объединения будет заключаться в постоянном наращивании давления на тайваньских военных и политиков, "демонстрации мускулов". В таком случае бомбардировку полигонов, о которой сообщает китайское издание, можно рассматривать как жест устрашения - не более чем обычный инструмент в политической игре.