22.09.2011 08:55
Политики из провластной команды, которые сейчас говорят о добыче сланцевого и поставках сжиженного газа в Украине, должны были заниматься энергетическими вопросами еще в первую бытность пребывания при власти. Об этом корреспонденту From-UA заявил представитель Центр энергетических исследований «Номос-1» Михаил Гончар.

По его словам, озвучиваемые идеи реализуемы, однако не так быстро, как хотелось бы. «Весь вопрос состоит в том — когда? Если говорить об альтернативе сегодня, сейчас — то нет», - сказал он.

«Что касается сланцевого газа, то это перспектива ближе к концу десятилетия, если подходить с критерием, чтобы не просто что-то из скважины вышло, что называется сланцевым газом, а если подходить с мерками того, чтобы это был хотя бы десяток миллиардов кубов, то есть то, что ощутимо влияет на энергобаланс», - заметил эксперт.

Гончар привел в пример положение с газом собственной добычи. «Украина, к примеру, добывает не первый десяток лет миллиард кубических метров газа, даже чуть-чуть больше, на шельфе Черного моря. Но этот миллиард особой роли не играет, даже если это будет 2 миллиарда — это все равно не тот порядок. Поэтому пока сланцевый газ остается «вещью в себе». Но для того, чтобы он стал реалиями на внутреннем газовом рынке, чтобы это дало ощутимый эффект, конечно, надо начинать работать сегодня, тогда эффект будет где-то к концу десятилетия, если это будет продолжаться как системная работа», - объяснил он.

«Опять-таки, делать это собственными усилиями просто невозможно. Без привлечения зарубежных компаний, владеющих технологиями, это просто невыполнимо», - подчеркнул эксперт.

Гончар уверен, что в ситуации со строительством терминала по приему сжиженного газа, на сегодня больше вопросов, чем ответов. «Что касается терминала сжиженного газа, то это среднесрочная перспектива, то есть, в принципе, где-то к середине десятилетия можно соорудить терминал. Но так, как сейчас подходят к этому проекту, то это, скорее, профанация, которая так и останется. В лучшем случае, это станет элементом корпоративной диверсификации отдельно взятой олигархической группировки, которая приватизирует, скажем, Одесский припортовый. А в худшем случае это так и останется на бумаге, потому что пока привязка проекта терминала осуществляется к тем проектам поставок сжиженного газа, которые выглядят пока как идеи, но даже не проекты. Я имею в виду поставку природного газа из Азербайджана через его сжижение на черноморском побережье Грузии и далее транспортировку Черным морем», - отметил он.

«Пока это даже нельзя рассматривать как проект, это просто идея. Здесь получается, что Украина подвязывается к определенным неопределенностям: будет ли этот сжиженный газ у Азербайджана, будет ли реализован проект строительства завода по сжижению в Грузии, какова будет коммерческая выгодность этого проекта с учетом потребностей черноморских стран. Понятно, что вряд ли при мощности менее 10 млрд. кубов Азербайджан что-то будет реализовывать. Поэтому здесь больше неизвестных, чем известных величин, что настораживает», - заявил эксперт.

«Этими проектами надо было заниматься раньше. Как и проектом добычи газа на Черноморском шельфе — ведь если те же деятели, которые сейчас составляют властную команду, занимались бы этим, когда они первый раз были министрами, премьерами (2003 год), то сейчас бы на шельфе добывался не жалкий миллиард кубов, а два или три. Но тогда смотрели, что есть российский, туркменский газ. Теперь им приходится расхлебывать собственное головотяпство», - резюмировал Гончар.