Припрятанная летопись
06.05.2004 10:55
Со школьных дней мы заучили начало "Повести временных лет": "Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первым княжити и откуда Русская земля стала есть". В своей жизни мне пришлось перечитать немало хроник - польских, чешских, англосаксонских, франкских.

Смею заверить: наша "Повесть" - одна из увлекательнейших. Читаешь и просто дрожишь от удовольствия - на каждой странице колют, рубят, режут, бьют морды, хлещут ведрами мед, насилуют аппетитных девок - сплошная "пропаганда" жестокости и насилия.

Писал ее человек, явно склонный к литературным эффектам. Он умело вплетает в повествование исторические анекдоты, рассказывает байки о том, как святой Андрей проповедовал на Руси и, добравшись до Новгорода, дивился людям, парившимся в банях.

Чешет "правду-матку" о колодце с киселем, которым напугали доверчивых печенегов переяславские обыватели, - мол, сколько нас не осаждайте, никогда не сдадимся! Видите: у нас земля сама харчи родит. Все это весьма занимательно, если бы не одно "но".

Святой Андрей жил в I веке н. э., когда... еще не существовало Новгорода. Христианские писания свидетельствуют, что он проповедовал в древнегреческих городах на берегу Черного моря, но молчат о каких-либо вояжах туриста-праведника по Днепру и Волхову. Да и не было ему нужды так далеко забираться - в самом Риме христианство пускало только первые ростки - работы хватало.

Что же касается доверчивых печенегов, то в них мне и вовсе верится с трудом - представить, что эти степные черти, промышлявшие грабежом и разбоем, проглотили "лапшу" о колодце, рождающем кисель, невозможно просто физически. Это ведь были все-таки печенеги, а не трехлетние мальцы из детского сада, силком загнанные воспитательницей в столовую.

Тогда получается, что "Повесть временных лет", как бы это помягче выразиться... Первый русский исторический роман? Если честно, что-то вроде этого. Эдакая первобытная "Война и мир". Там ведь тоже есть и Наполеон, и Кутузов, и битва под Аустерлицем - только они не настоящие, а "толстовские", с изрядной долей художественного вымысла.

Историки давно заметили хронологические нестыковки в "Повести". Например, сообщение о женитьбе князя Игоря - отца Святослава. Нестор-летописец датирует это событие 903 годом. Якобы именно тогда Игорю привезли жену из Пскова - знаменитую княгиню Ольгу. И после этого он целых 39 лет "делает" с нею Святослава! Поверить в это невозможно - в те времена люди жили активно, тринадцатилетняя девочка уже считалась вполне пригодной для брака, многоженство князей было в порядке вещей. А тут Ольга почти четыре десятилетия никак не разродится! И потом производит сына в том возрасте, когда ей следует быть уже бабушкой! Демонстрируй она такое наглое бесплодие в действительности, Игорь, уж поверьте, нашел бы кем ее заменить. Парень, ходивший по налоги к древлянам два раза подряд, стесняться не умел. Что хотел, то и воротил.

Историки давно заметили эти несообразности и пришли к выводу, что автор "Повести временных лет" проставлял даты на глазок - задним числом, руководствуясь какими-то только ему понятными соображениями. Жил он в конце XI - начале XII веков, а события описывал, происходившие двумя столетиями раньше. Они же высказали предположение, что под рукой у Нестора был так называемый "Начальный свод" (название условное) - текст без дат, откуда летописец и черпал информацию, а также бумаги из княжеского архива и византийские хроники. Отталкиваясь от последних, имевших, кстати, точную датировку, Нестор и вычислил свою "хромающую" цифирь.

Скорее всего, так и было. Первоначально с календарем на Руси дела обстояли, как в "Письме запорожцев турецкому султану": "Місяця не знаєм, бо календаря не маєм, а год такий у нас, як і у вас..." Долгое время восточные славяне не знали исторического времени. Их как народ сельский интересовал не год, а смена сезонов - лета, осени, зимы, весны - чтобы знать, когда сеять, а когда на печке чесаться. Только появление государства заставило думать не циклически, а линейно - на перспективу.

Но что стало с этим гипотетическим "Начальным сводом"? Да ничего. Рукописи, как известно, не горят, если их вовремя скопировать! Замечательно существует наш "Начальный свод" в составе так называемой Новгородской первой летописи. Только о событиях на Руси IX - Х веков рассказывает несколько иначе. Поэтому время от времени на него ссылаются, мягко критикуют "за преувеличение роли Новгорода", а чаще всего - стараются не замечать.

Хотя на самом деле Новгородская первая летопись куда больше напоминает историческое сочинение, чем полусказочная "Повесть временных лет". Она суше, сдержаннее. В ней отсутствуют фантастические легенды о кисельных берегах и слоняющихся где попало святых Андреях. И начинается она без излишней патетики: "Временник, который называется летописание князей и Земли Русской, и как избрал Бог страну нашу на последнее время..."

В "Повести временных лет" в 882 году Киев захватывает явившийся из Новгорода Олег, несущий на руках младенца Игоря - первого Рюриковича. В Новгородской же летописи это событие не имеет точной датировки, и сюжет его выглядит несколько иначе. Игорь тут не младенец, а взрослый активный князь, а Олег при нем - всего лишь воевода: "И вырос Игорь, и был храбр и мудр. И был у него воевода именем Олег - муж мудрый и храбрый. И начали воевать - и налезли Днепр-реку и Смоленск-град. И оттуда пошли вниз по Днепру и пришли к горам Киевским, и увидели Киев, и спросили, кто в нем княжит, и сказали им: "Два брата - Аскольд и Дир" (...) И сказал Игорь Аскольду: "Вы не князья и не княжеского рода, но я князь, и мне следует княжить". И убили Аскольда и Дира".

Точная дата взятия Игорем Киева, повторяю, неизвестна. Игорь должен был вырасти, набрать войско, приобрести авторитет. Скорее всего, это событие произошло где-то около 900 года.

По сути первой датой Новгородской летописи является 920 год. К этому времени Игорь настолько окреп, что совершает поход на Царьград - тот самый, который "Повесть временных лет" приписывает Олегу под 907 годом.

Нет в Новгородской летописи и точной даты женитьбы Игоря на Ольге. Об этом просто сказано: "Привел себе жену из Пскова - Ольгу, мудрую и смышленую, от нее родился сын Святослав. После этих же времен в лето 6428 (920 год от Рождества Христова. - О. Б.) послал Игорь на греков вои".

Если действительно женитьба на Ольге произошла около 920 года, то к 945-му - общепринятой дате смерти Игоря - она отнюдь не была старухой. Напомню: замуж выдавали девочек, начиная с 13 лет - возраста физиологической зрелости. Таким образом, Ольге, когда погиб Игорь, было не больше сорока, она вполне могла родить нескольких детей, выжил из которых один Святослав, оставшийся без отца в том возрасте, когда был еще "вельми детеск" и не мог пробросить копье дальше, чем "сквозь уши коневи".

Но кем был отец Святослава - Игорь? И откуда он взялся в Новгороде с таким явно неславянским именем? Что пишет об этом Новгородская первая летопись?

(продолжение следует)