«Гринджолы», Томенко и немая сцена в конце песенного состязания
02.03.2005 09:46
...на соискание Нобелевской премии в области литературы, Асии Ахат – на конкурс имени Чайковского среди скрипачей, а коллега Татьяна Коробова может потребовать Пулитцера.

Бесспорно, во время революции многие с удовлетворением слушали этот удачный дилетантский рэп. Впрочем, неужели сами ребята не понимают, что эмоциональное произведение революции должно было бы остаться речевкой 17 дней на Майдане, ее историей – не меньше, но и не больше.

Украинский этап "Евровидения" не предложил действительного победителя-2006, но и не надо на это рассчитывать, кроме Ирландии дважды подряд этот конкурс, кажется, никто не выигрывал, впрочем целью должно было быть попадание в первую десятку, чтобы в 2006 году иметь возможность снова войти в финальную часть конкурса.

А теперь назовите, пожалуйста, причину, по которой обычный европеец в конце мая, просмотрев 24 европейские композиции, может проголосовать за "Разом нас багато". Может, песню переведут на английский и добавят более жесткой начитки, чтобы, по крайней мере, это было похоже на настоящий рэп?

Тогда как будут переводить слова "Мы не быдло, мы не козлы"? Не будет ли выглядеть страна позорно смешной, когда новая европейская демократия запоет "Yuschenko is our president". Лучше уж "Баррозу – наш Европрезидент" или "Ширака – на гилляку", по крайней мере, можно будет ожидать поддержки Турции, которая тоже знакома с европейской гостеприимностью Франции и ее президента.

То, что состоялось в воскресенье на УТ-1 – это победа шароварщины над здравым смыслом. Это винегрет популистской политики и политической попсы. Возможно, это даже хуже, чем Табачник на службе у Кучмы, ибо он, по крайней мере, профессионал…

За все время проведения "Евровидения" конкурс не обходился без скандалов. Он никогда не давал дорогу альтернативной музыке. Ни один рок-музыкант, который попадал туда, не получил победы. Тем не менее песенный фестиваль никогда не старался стать конкурсом любой музыки. Еще в конце восьмидесятых эксперты согласились, что "Евровидение" – это диско-поп, стандарты которого заложила шведская АББА.

Все остальное – умение сделать новое в рамках формата. Конечно, победители временами очень сильно отличаются друг от друга. Но по Дане Интернэшнл (98-й), Sertab (2003) и Руслане (2004) можно было бы написать рецепт победы. Легкая мелодия с одновременной возможностью продемонстрировать сильные (!) голоса (прежде всего это конкурс ПЕСНИ), яркое шоу (так как это исключительно ТЕЛЕВИЗИОННАЯ программа) и все… Остальное - к дискуссии: более быстрые или медленные ритмы, немножко рэпа или электро.

Куча известных исполнителей никогда не участвовали в "Евровидении", что уберегло их от вероятного провала на этом конкурсе ежегодной конъюнктуры. Хулио Иглесиас в свое время не попал даже в пятерку победителей. Из известных в мире и действующих певцов, которые победили в "Евровидении", сейчас вспоминается разве что канадка Селин Дион, которая на конкурсе представляла Швейцарию.

Отдельно об Ани Лорак. Она в этом году почти скопировала Руслану: балет немного хуже, одежда менее стильная, песня за полгода раскрутки – чуть выше среднего, но лучше голос, да и сама певица выглядит как всегда эффектно. Она не первое место, но точно первая десятка.

А теперь снова про "Гринджолы". Когда на табло появились первые результаты интерактивного голосования, первое, что пришло в голову, – подозрение в фальсификации. Впрочем, сейчас начинаю верить, что это настоящий выбор народа. Той его части, которая до сих пор зациклена на романтике Майдана и для которой Майдан был не инструментом, а целью и мечтой, с которой, как известно, не прощаются.

Феномен "Гринджол" сейчас должны были бы изучать не музыкальные критики, а психологи с социологами. Сейчас становится понятно, чему Верке Сердючке отказали в участии в конкурсе. Так как народ мог бы проголосовать и за это…

"Гринджолы" – запрос времени, Сердючка – пародия, которая поверила в свою оригинальность. Ребята смогли ощутить эмоциональное расположение духа страны лишь в одно мгновение, а Сердючка это делает каждый день. Их нельзя называть безвкусицей.

А европейцам в этом году Украина продемонстрирует собственное понимание массовой культуры. И как Томенко не успокаивал массы, что специалисты шоу-бизнеса помогут группе привлекательно выглядеть, это лишь мантры человека, который вне контекста.

Лишние подозрения в этой ситуации добавляет факт, что именно по инициативе Томенко "Гринджолы", которые не проходили отборочный тур, еще с четырьмя участниками вне конкурса прошли в финал. Томенко называл это "усилением конкуренции" для Лорак. Но в итоге это выглядит как лоббизм своего революционного исполнителя в борьбе с певицей-приверженцем Януковича.

...Еще вечером хотелось организовать движение протеста, призывать "Гринджолы" отказаться от участия или требовать третьего тура при участии "Гринджол" и Ани Лорак. Впрочем, возможный провал представителя Украины будет прививкой и для новой власти, которая заигралась в украиноцентризм.
Осман Пашаев
Украинская правда