С 8 марта, дорогая Юля!
07.03.2007 19:54
...позолоченный свисток с выгравированным сердцем (символом избирательного блока Тимошенко).

Подарок вручил непосредственно глава Секретариата Ющенко Виктор Балога, уточнив, что предмет является «свистком к действию» и вручается именно в предверие Международного Женского дня. А мероприятие, на котором Тимошенко получила свисток, называлось - подписание соглашения об общей оппозиционной деятельности между «Нашей Украиной» и БЮТ на местных уровнях. Состоялось оно в Киеве 6 марта, и внешне выглядело как логичное продолжение соглашения о совместной деятельности фракций НСНУ и БЮТ в Верховной Раде. Теперь, все то же самое - т.е. совместные голосования - должны делать и местные советы.

А со свистком в украинских СМИ сразу получились загадки. Лояльная Тимошенко «Украинская правда», к примеру, сообщает, что «в честь 8 марта Балога подарил свисток из желтого металла с вычеканенным на нем сердцем», а вот пресс-служба «Нашей Украины» синхронно пишет, что глава Секретариата Ющенко «поздравил всех женщин, присутствующих в зале, а Юлии Тимошенко вручил небольшой подарок - серебряный свисток с выгравированным сердцем». Получается как бы опровержение с небольшим понижением статуса подарка: не золотой, значит, а серебряный, да и не «чеканка», а гравировка. Тем не менее, большинство киевских сайтов уже написало, что свисток золотой, так, значит, и будет.

Итак, получив свисток (вместо заказанных, напомним еще раз, досрочных выборов) и посмотрев на чеканку с гравировкой, Тимошенко сказала журналистам, что «думаю - это по сути сердце Виктора Ивановича». Расхождений с этой цитатой не возникло, а вот что интересно, так это - о чем на самом деле подумала Тимошенко?

Формально, последние несколько недель г-жа Тимошенко находится в состоянии политического триумфа. Она последовательно подписала соглашение об объединении НСНУ и БЮТ в Верховной Раде, съездила в США (где ее принимал вице-президент Дик Чейни и госсекретарь Кондолиза Райс) и, сегодня, подписала вторую часть коалиционного договора с «Нашей Украиной». В промежутке Юлия Тимошенко «заказала» подарок у Виктора Ющенко к Международному женскому дню.

3 марта на пресс-конференции в Киеве, сразу после возвращения из Вашингтона, Тимошенко заявила, что к 8 марта «от господина президента я ожидаю последовательности, реализации политики объединения демократических сил и проведения досрочных парламентских выборов. Я думаю, что это будет достойный подарок от президента всем женщинам Украины». Также лидер БЮТ подчеркнула, что хотела бы встретиться с Виктором Ющенко, чтобы доложить результаты своей поездки в США.

Встречи с докладом, как видим, не было, а вот зато было 6 марта и Балога со своим свистком, который скорее является не «свистком к действию», а «свистком» от Ющенко, что никаких досрочных выборов не будет. А раз так, то Тимошенко, как в известном анекдоте, не выиграла, а проиграла последние несколько недель и в то, что еще недавно виделось ей как чистая «виртуальщина», придется теперь играть всерьез.

Вернемся немного назад. В течение всей зимы и осени прошлого года, Юлия Тимошенко естественным образом использовала сложившийся (и неразрешенный до сих пор!) конфликт между Виктором Ющенко и Виктором Януковичем за полномочия в системе исполнительной власти. На практике это вылилось в присоединение фракции БЮТ к ключевым голосованиям Верховной Рады - «чистых» голосов Антикризисной коалиции, избравшей Януковича украинским премьер-министром, не хватает для преодоления президентских вето.

Учитывая крайнюю заинтересованность коалиции Януковича в тактических победах (в частности, принятие госбюджета-2007 и закона о Кабмине), в обмен Тимошенко получала стратегический выигрыш - закон об императивном мандате, позволяющий ей сохранить в управлении свою «армию» депутатов местных советов, и первое чтение закона об оппозиции, в котором для лидера БЮТ отводится официальный статус «лидера оппозиции». Т.е., в целом, схема выглядела так: Янукович получает расширенные полномочия, загоняя Ющенко в угол, а Тимошенко играет на сохранение собственного политического влияния в длинной перспективе - следующие-то выборы в 2011 году. И данная схема, в принципе, всех устраивала - так, украинский политикум уже всерьез обсуждал бартер между коалицией Януковича и Тимошенко: вы нам закон о президенте, мы вам - полное принятие закона об оппозиции.

И вдруг Тимошенко 24 февраля подписывает с главой НСНУ - и по совместительству главой Секретариата Ющенко - Балогой соглашение об объединении фракций НСНУ и БЮТ. Причем, весьма загадочное соглашение - исключительно ради совместных голосований в Верховной Раде. Даже в разговорах о досрочных выборах, не употребляется возможность единого списка - напротив, все ее отрицают. В контексте предстоящего визита Тимошенко в США, который должен был начаться 26 февраля (а начался 28, из-за болезни лидера БЮТ) - слово «вдруг» исчезает и все становится на своим места. Ну, должна же Тимошенко в Вашингтоне иметь моральное право говорить от лица украинской оппозиции и ругательски ругать коалицию Януковича?

В США все вроде тоже проходит неплохо - Тимошенко принимает Чейни и Кондолиза Райс, а, выйдя от госсекретаря США, лидер БЮТ сообщает журналистам, что Америка поддержит досрочные выборы на Украине. Если точно, то звучало это так: «После встречи я поняла, что, если в Украине демократическим правовым путем будут оглашены досрочные выборы, то, в принципе, если это будет в соответствие с Конституцией, такие действия будут поддержаны демократическими странами».

Ну, а дальше Тимошенко возвращается в Киев и... отправляется подписывать вторую часть виртуального соглашения об объединении НСНУ и БЮТ.

В таком контексте, возникает простой вопрос и не менее простой ответ. А куда послали Тимошенко американцы с идеей о досрочных выборах? Послали договариваться с президентом Ющенко. Раз там у них в Киеве единство и полный шоколад. Это-то и поясняет крайне удивительную в украинских политических раскладах вторую подпись Тимошенко под документом об объединении с НСНУ.

Во вторник, 6 марта вполне прояснилось, осознает ли Ющенко пикантное положение Тимошенко после визита в США. Конечно, осознает. А откуда, спрашивается, взялся свисток к 8 марта?

Балога, как подписант подобных соглашений, и Тимошенко - фигуры несоизмеримые. В Киеве Балогу уже давно называют «сбитым летчиком», который сидит на Банковой и ждет собственной отставки, при этом уже точно зная, что в партии «Наша Украина» он абсолютно временный персонаж - на ближайшем съезде, ожидаемом в конце марта, он не будет избран лидером. В этом смысле, реального политического влияния у Балоги становится все меньше с каждым днем - в Киеве удивлялись еще 24 февраля, когда было подписано первое соглашение с БЮТ, поскольку политическая легитимность подписи главы Секретариата Ющенко сводится к нулю.

Иными словами, Виктор Ющенко вновь и, вполне возможно, неожиданно для себя самого превратился во влиятельного политического игрока, с которым вынуждена договариваться Юлия Тимошенко. При этом, игрок-то он ровно столько, сколько она будет договариваться - в этом смысле, Ющенко теряет всю заинтересованность в досрочных выборах, ему интригу длить надо. Забавно, что именно Тимошенко своими руками создала ситуацию, при которой всё это стало возможным. Теперь пожинаются плоды - президент отказывается встречаться, Балога дарит свистки к 8 марта...

Но что до 8 марта, так в одноименной песне Александра Лаэртского все уже было давно написано.
Дмитрий Белянский
Полит.Ру