Олег Сало: Луценко пытался сделать из милиции «оранжевый» НКВД
19.03.2007 13:20
...генерала-майора милиции, экс-начальника Львовского ОУМВД Украины Олега Сало, признано безосновательным и закрыто. Решение суда вступило в законную силу. Уголовное дело по ст.157 ч.2., ст.364 ч.3 УПК Украины (превышение служебных полномочий) было возбуждено сразу после оранжевой революции. В своем открытом письме к президенту Украины, осенью 2005 года, Олег Сало писал, что считает данное дело попыткой политической расправы со стороны нового руководства Львовской области.

Справедливость была восстановлена только через полтора года - сегодня решение суда не только отменило постановление о возбуждении уголовного дела, но и фактически квалифицировало его как политический заказ.

Генерал Сало дал согласие на интервью ИА "Росбалт-Украина".

- Окончательно ли решение Печерского суда и что оно означает для вас?

Печерский суд Киева рассмотрел и удовлетворил мою жалобу на действия прокуратуры еще 19 февраля, но я специально ждал целый месяц, чтобы не было никаких "сюрпризов" - у меня остались достаточно влиятельные недоброжелатели, которым всегда очень хотелось, чтобы я "тихо исчез", в прямом смысле этого слова. Но я был морально готов к любым аппеляциям и любым постановлениям в этот период - мне пришлось отстаивать свое доброе имя более полутора лет и я готов был бороться сколько угодно. Сейчас справедливость действительно восстановлена - решение суда вступило в силу. Суд признал, что, во-первых, постановление о возбуждении уголовного дела было незаконным, т.к. в нем отсутствуют необходимые и достаточные основания, предусмотренные законами Украины, а, во-вторых, в моих действиях, не было состава преступления.

Я считаю, что заплатил достаточно высокую цену за отказ подчинить львовскую милицию приказам "оранжевых" во время президентских выборов-2004 года - именно это, по всей видимости, и было "превышение служебных полномочий", по которому меня хотели обвинить - но, будь у меня шанс вернуть время назад, я бы сейчас поступил также.

- Экс-министр внутренних дел Украины Юрий Луценко неоднократно заявлял, что вы объявлены в розыск. Где вы скрывались все это время? Каковы ваши личные отношения с Луценко?

Я нигде не скрывался - я не покидал территорию Украины, более того преимущественно находился во Львовской области, откуда я родом. Сразу после инаугурации Виктора Ющенко, мне начали угрожать, причем угрозы сводились к следующему: "Либо ты уедешь, либо мы тебя уничтожим". Новое руководство Львовщины, в лице губернатора Петра Олийныка, скажем так, сразу и настойчиво начало передавать мне эти пожелания. Как только Олийныка поставили руководителем области, губернатор - а до того глава избирательного штаба Виктора Ющенко во Львовской области - написал письмо министру внутренних дел Украины Юрию Луценко, в котором потребовал начать проверку моих "злоупотреблений" на должности. Собственно, я прекрасно понимаю, как Олийнык убедил Луценко начать травлю в моем отношении.

Когда в Украине происходили события, известные как Оранжевая революция, Олийнык обратился ко мне с требованием, чтобы милиция стала на сторону "оранжевых" и была "с народом". Но, вы же понимаете, что милиция не должна и не может принимать одну сторону в любом гражданском конфликте - ее цель защищать всех граждан и пресекать любые правонарушения, с какой бы стороны они не инициировались. Поэтому в 2004 году я сделал все для того, чтобы львовская милиция не была политизирована и, во время выборов, МВД области выполняло свои непосредственные обязанности по защите правопорядка, обеспечивая мир и покой граждан.

Луценко был идеальным для "оранжевых" министром внутренних дел. Его задача была как раз переподчинить милицию "народу", причем понятно какому - только той его части, которая поддерживала Виктора Ющенко. Луценко делал из правоохранительной системы МВД - карательную систему НКВД, строил орган для политической расправы с инакомыслящими. Поэтому, хотя бы только с этой точки зрения, я был для лейтенанта Луценко "классовым врагом" - я все равно бы не смог работать под его началом.

Уверен, что просьбы Олийныка он выполнял, не вникая в истинную их суть, не размышляя об их мотивах. Если бы Луценко обладал аналитическим интеллектом, который, в общем-то, необходим милицейскому управленцу в силу профессиональной деятельности, он бы, возможно, открыл для себя много нового и интересного. Но вряд ли бы он поступил иначе - Луценко были нужны не милиционеры, а комиссары и чрезвычайные "тройки".

Свое личное отношение к Луценко я высказал год назад, во время избирательной кампании. С тех пор оно не изменилось. Я по-прежнему считаю, что Луценко занимался политическим киллерством чистой воды и что он должен понести наказание за все свои действия, в т.ч. и за необоснованные высказывания в мой адрес.

Обыски, угрозы родным и близким, публичная клевета (Луценко не постеснялся повторять на телекамеры, что я "бандит", что я "объявлен в розыск") - и, при этом, ни одного документа, ни одного доказательства не предъявлено, да и в уголовное дело тоже можно заглянуть: оно было пустое, я уверен. Я пережил слишком многое, чтобы иметь право на слова, что Луценко нарушал закон и общечеловеческую мораль - это действительно так и я буду доказывать это судебным порядком.

- Ваши дальнейшие действия - вернетесь ли вы на службу в украинскую милицию?

Да, я обязательно буду работать в МВД. Я прошел путь от инспектора в родном районе до начальника областной милиции, генеральского звания. Я - профессиональный милиционер. И, я считаю, что сегодня правоохранительная система Украины находится в критическом состоянии, что ее надо буквально восстанавливать после того, как лейтенант Луценко попытался сделать из нее "оранжевый" НКВД. Милиция не должна запугивать инакомыслящих, как это было при Луценко, а заниматься защитой правопорядка - профилактикой и раскрытием преступлений.

- Кто, по-вашему, стоял за уголовным преследованием? Кому было выгодно вас "уничтожить"?

Вы знаете, Львов - это же непростой, пограничный регион с весьма специфическим устройством бизнеса, который, как правило, вертится вокруг рекреационных зон и туризма, рынков, потребительских товаров... Но зато все друг друга знают. Когда я возглавил УВД области в 2003 году, мне начали поступать определенные сигналы и вырисовываться четкая цепочка, которая вела непосредственно к Петру Олийныку, в то время неформальному наместнику Ющенко во Львощине. Если бы той же информацией, что и я, обладали "оранжевые", а Олийнык был бы "бело-голубым", то они бы не постеснялись начать уголовное преследование еще до сбора доказательств, но мы-то работаем по правилам закона - должны быть создана доказательная база, одних подозрений (пусть и достаточно реалистичных) мало.

Сейчас я точно понимаю, что "подставляя" меня "под Луценко" Олийнык вовсе не расправлялся с политическим оппонентом - он пытался поставить во главе львовской милиции своего человека, который бы не позволил сделать достоянием прокуратуры и судов ту информацию, которой располагали правоохранительные органы о его, Олийныка, бизнесе. И сегодняшний губернатор провернул эту спецоперацию просто блестяще - как видите, он до сих пор остается на должности, а его бизнес процветает.

Что касается "своего человека", то на этом посту стал Виталий Максимов, которого сам Луценко назвал "лучшим "оранжевым" начальником областного УВД". Я рассказывал в одном из интервью, с чего Максимов начал работу на должности. Он собрал коллектив и заявил, что любой, кто дружил или просто хорошо знаком с Олегом Сало, будет уволен из органов и пусть готовится к возбуждению уголовных дел. А предшественник Максимова, Богдан Шкарада, как раз и был уволен за то, что не смог сфабриковать на меня уголовные дела - о чем он, кстати, сам и рассказывал журналистам.

Когда Максимов понял, что компромата на Сало нет в природе и сфабриковать уголовное дело не так-то просто, он начал арестовывать офицеров милиции и удерживать их в заключении, подвергая пыткам и психологическому давлению. Только после того, как о ситуации узнали журналисты - в т.ч. и благодаря открытому письму Ющенко, которое я написал осенью 2005 года - вся эта "гестаповщина" прекратилась.

- А как с непосредственной милицейской работой в регионе? Вы можете дать оценку криминогенной ситуации во Львовской области за последние два года?

Если вы посмотрите материалы СМИ, то сразу увидите, что журналисты уже называют Львов "криминальной столицей Украины" - да, в регионе не всегда всё было гладко, но такой титул... В числе прочего, все это следствие того, что вместо милицейской работы, Максимов "крышевал" Олийныка и искал компромат на Сало. И на других врагов "оранжевых".

Криминал почувствовал себя полностью безнаказанным, по городу прокатилась волна "заказных" убийств - был расстрелян экс-губернатор региона Степан Сенчук, сожжен в собственном автомобиле один из начальников управлений горсовета Ярослав Вовчак, убит директор крупной фирмы "Галимпекс" и влиятельнейший бизнесмен Богдан Дацко, а владелец рынка "Шувар" Роман Федишин спасся от киллеров только чудом. В начале января, в самом центре Львова, был расстрелян "Мерседес" криминального авторитета "Рокеро" - ни одно из этих убийств не было раскрыто.

Я привел данные только по "заказным" убийствам - мы не говорим о тяжелых преступлениях, в частности о разбоях, кражах, хулиганстве и бытовых преступлениях. Как можно оценить деятельность руководителя милиции области, когда у него под носом с циничной регулярностью расстреливают людей? И это, повторим слова Луценко, был самый лучший из "оранжевых" начальников областной милиции.

Вспомним, когда Луценко возглавил систему МВД, из "органов" уволили всех начальников, вплоть до райотделов. Кто пришел на их места? Все "старые", в независимости от политических взглядов, были либо отправлены на понижение, либо уволены, а на должности начальников были назначены лояльные "оранжевым" люди, в независимости от их профессиональных качеств. Вот Украина 2 года и пожинала плоды такого подхода.

Что касается Львова, то в нем ситуация была еще более жесткая. Виталий Максимов - родом из Черновцов, он повел себя как классический "варяг": заменил большую часть руководителей выходцами из других областей. А что они могут понимать в специфике региона? Какой опыт и понимание оперативной ситуации у них есть, когда они только приехали на Львовщину?

- Журналисты, во многом благодаря Юрию Луценко и его репликам в ваш адрес, хорошо запомнили ваше участие в избирательной кампании Витренко-2006 - зачем вам, карьерному милиционеру, понадобилась политика?

Господа Луценко, Максимов и прочие - самим фактом своего существования прекрасно показывают, что происходит с милицией, когда в нее приходит политика. Поэтому, на тот момент, когда я дал свое согласие баллотироваться в блоке Витренко "Народная оппозиция" и отвечать за избирательную кампанию во Львовской области, я понимал, что в существующих условиях только политика может восстановить справедливость. В конце концов, так и получилось - на выборах 2006 года Украина ясно дала понять "оранжевым", что их время окончено и что им более не будет позволено издеваться над нашей страной и ее жителями. И сегодня, фактически спустя год после выборов, я могу сказать, что ситуация в Украине только-только начинает приходить в норму - правоохранительная система, суды и прокуратура начинают работать по закону, а не "оранжевым" понятиям.

Справка:

Олег Сало. Генерал-майор милиции. Родился 1968 году в с. Лаврыкив Нестеровского (Жовквовского) р-на Львовской области. Мама работала аптекарем, отец – прорабом в строительной бригаде. Придя из армии, несколько месяцев проработал строителем в родном селе, женился и перешел на работу в милицию - стал инспектором ГАИ в Нестерове (Жовкве), заочно поступил на механический факультет Львовского сельскохозяйственного института. В 1995 году возглавил МРЕО Жовквы, а в конце 1998 года стал начальником МРЕО Львовской области. Спустя всего 18 месяцев возглавил ГАИ области. В начале 2003 года стал заместителем начальника УВД по Львовской железной дороге по охране общественного порядка, а после возглавил УВД на Львовской железной дороге. В декабре 2003 года Олега Сало назначали начальником УМВД Львовской области, в августе 2004 года ему присвоено звание «генерал-майор милиции». Экс-депутат Львовского областного совета. Окончил Академию МВД Украины, а также академию при Президенте Украины. На парламентских выборах-2006 баллотировался по списку избирательного блока Натальи Витренко "Народная оппозиция".