Кто и для чего убил Максима Курочкина?
29.03.2007 10:37
...в Киеве в тот момент, когда он выходил под конвоем из здания суда.

Украинская милиция и должностные лица, так или иначе связанные с расследованием дела, единодушно заявляют, что убийство Курочкина имеет чисто криминальный характер. С ними можно не согласиться, потому что речь идет не об убийстве, а о серии террористических актов - в классической трактовке этого слова. То есть о насильственных преступлениях, совершенных против существующей системы власти и направленных на запугивание граждан страны.

Максима Курочкина убили как в качественном голливудском боевике - снайперской пулей с 400 метров в дверном проеме (!) во внутреннем дворе Святошинского суда Киева. Причем пуля, убившая Курочкина, прошла навылет и тяжело ранила конвоира. А десятью днями ранее три человека, близко связанных с бизнесменом, были расстреляны на правительственной трассе Киев - Обухов (аналог московской Рублевки) в непосредственной близости от дач президента и высших государственных чиновников. Убийцы перекрыли правительственную трассу микроавтобусом и выпустили более 100 пуль по джипу, в котором ехали люди Курочкина.

И причина, по которой Украина сегодня «стоит на ушах» уже второй раз за месяц, вовсе не в персоне Курочкина, а в способе убийства. Как же так?! На правительственной трассе расстреливают джипы, а в судах, среди бела дня и под телекамеры, убивают человека? Точно также, как и 11 сентября 2001 года США и весь мир «стояли на ушах» не от аварии нескольких «Боингов» и единовременной массовой гибели людей, но от совокупности данной картинки - день, Нью-Йорк, ВТЦ и вдруг... Мир перевернулся... С этой точки зрения и американская трагедия 11 сентября, и киевская стрельба 27 марта были терактами против существующего образа жизни.

И поэтому убийство Курочкина было абсолютно политическим убийством - хотя бы по факту того общественного резонанса, который оно вызвало - и именно с этой точки зрения следует рассматривать существующие версии. А их, основных, две.

Версия «бизнесовая», связанная с конфликтом вокруг Днепропетровского рынка «Озерка» с одной из крупнейших бизнес-структур Украины - группой «Приват» Игоря Коломойского. Курочкин купил рынок в 2004 году на аукционе, который проводил Фонд госимущества Украины, но после «оранжевой революции» аукцион объявили незаконным. А спорным рынком, пользуясь отсутствием Курочкина в Украине, начали управлять структуры, близкие к «Привату».

Дальнейшая история - это неоднократные попытки Курочкина вернуть «Озерку», кульминацией которых стала самая громкая рейдерская разборка в истории Украины. «Захватчикам» противостоял милицейский спецназ, поэтому штурм объекта осенью 2006 года провалился. После этого появилась версия, что стороны, т.е. Курочкин и Коломойский, между собой договорились - даже после ареста российского бизнесмена в Киеве и расстрела близкого к нему Владимира Воробьева, директора «Озерки», в декабре 2006-го, стороны подтвердили журналистам, что конфликт возник на почве вмешательства третьих сил и не связан с пересмотром их договоренностей.

Вот и теперь, комментируя убийство Курочкина агентству «УНИАН», партнер Коломойского Геннадий Корбан говорит: «Максим был сложным человеком и у нас были сложные отношения в определенный период времени. В то же время несколько месяцев назад стороны конфликта вокруг Днепропетровского рынка «Озерка» вступили в переговоры и достигли соглашения об урегулировании конфликта». В этом смысле, убийство Курочкина как бы и не нужно было «Привату». Так что над этой версией стоит поставить весьма жирный знак вопроса.

Вторая версия - «криминальная», связанная с прошлым Курочкина в России, была озвучена российским политологом Станиславом Белковским, который в интервью «Новому региону» сказал: «У Максима Курочкина были очень серьезные враги. Главным врагом российского предпринимателя был тандем совладельца футбольного клуба ЦСКА, депутата Госдумы Александра Бабакова и президента ЦСКА Евгения Гинера. Они вместе контролировали активы на Украине: акции областных энергетических компаний и сетей отелей Украины, в числе которых отель «Премьер Палас». Однако несколько лет назад у них возникли разногласия и началась жестокая война. Была серия взаимных попыток покушений на жизнь».

Действительно, в ноябре 2004 года Курочкина пытались взорвать прямо в центре Киева - тогда покушение провалилось из-за высокопрофессиональных действий охраны бизнесмена, а сам он вскоре покинул территорию Украины и до ноября 2006 года находился в Москве. Эта версия также выглядит странно, хотя бы по факту давности описанных событий.

Так или иначе, журналисты обсуждают пока именно эти две версии. Но возникает один очень простой вопрос: а зачем понадобилось столько шума, системности и публичности при совершении этих преступлений? Вряд ли «заказчики» из «бизнесовой» или «криминальной» версии убийства Курочкина хотели бы «шуметь» в этом вопросе. А события получились такие, что существующей системе власти буквально брошен вызов.

Власть реагирует не на смерть Курочкина, но на убийство подследственного в суде - этот случай привел к намерению министра внутренних дел Украины Василия Цушко подать в отставку, к заявлению на уровне премьер-министра страны Виктора Януковича, к официальной ноте российского МИД и вмешательству посла РФ Виктора Черномырдина.

Ни один из тех, кто мог «заказать» Курочкина согласно вышеприведенным версиям, не был заинтересован в этом шуме, прекрасно осознавая все последствия - те, кто бросил вызов власти, будут обнаружены и уничтожены. Во всяком случае, как фигуры элиты.

Поэтому, если судить по медийному пространству и тому что в нем (чаще на правах инсайда и сплетен) написано, подозреваемым номер один для украинских журналистов, скорее всего, станет экс-министр внутренних дел Украины Юрий Луценко, к которому больше всего вопросов. Например, таких: почему МВД не расследовало дело о покушении на Курочкина в 2004 году? Почему бизнесмена, владеющего в стране собственностью под миллиард долларов, привлекали по делу о вымогательстве $10 тыс., и зачем по данному эпизоду понадобилось объявлять его в розыск в Интерпол, а не передавать материалы в прокуратуру РФ? Почему милиция еще при Луценко-министре, сыграла решающую роль в атаке на «Озерку», защищая одну из сторон конфликта? Почему сам Максим Курочкин на заседании суда сказал, что трое близких к нему людей и директор рынка Владимир Воробьев были расстреляны людьми Луценко?

Ну и, наконец, самый главный вопрос - уж не ждала ли «Народная самооборона» Юрия Луценко информационного сообщения из Святошинского суда, раз эта организация первой из всех политических сил отреагировала на новость об убийстве Курочкина критическим месседжем в адрес украинского МВД и системы власти?

И не послужила ли трагедия 27 марта удобной иллюстрацией к планам г-на Луценко на субботу, 30 марта - провести на Майдане в Киеве масштабную массовую акцию «Геть Зраду!» (Долой предательство)?