Жизнь и смерть древних русичей
29.05.2004 12:37
При словах "Киевская Русь" у большинства в памяти всплывает картина Васнецова "Три богатыря". Былинное время, пиры князя Владимира, Алеша Попович да Добрыня Никитич... Как сетовал еще в XIII веке в "Слове о погибели Русской земли" древний летописец, "О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами славишься, реками и источниками, дивными зверями, бесчисленными городами великими, храмами божьими и князьями грозными..." Цитирую с сокращениями, ибо всего просто не перечислишь.

ЛАПОТНАЯ РУСЬ

В общем-то это правда! До сих пор в Чернигове, Киеве, Владимире высятся вызывающие восторг храмы того времени, а археологи вытаскивают из земли то остаток кольчуги, то импортный варяжский меч с затейливой вязью. Но была и другая Русь - повседневная, лапотная, угрюмая, приносившая в лесах человеческие жертвы языческим идолам и топившая в купальскую ночь вполне живую девку - чтобы откупиться от гнева русалок и лешаков.

Как жили обычные русичи - не князья и священники, а те, кого даже не пускали на княжеский двор?

Если говорить о территории нынешней Украины, то, переместившись на машине времени в какой-нибудь X век, мы не узнали бы привычный фольклорный пейзаж. Никаких беленьких хаток и вишневых садков с хрущами. Основной тип жилища - полуземлянка. Над поверхностью торчат только обложенные дерном двускатные крыши. Все остальное - под землей. Печь без трубы. Дым выходит прямо в дверь, из которой выбираются по вырытым в грунте ступенькам. Размер такой "дачки" - 8 - 10 метров, как кухня в современной квартире! Причем ютится в ней вся семья! Плотно, бок о бок, чтобы не замерзнуть в зимнюю стужу.

Вокруг землянок бродят поджарые спортивного вида кабанчики и поросята. Свинарников еще не придумали, а сало уже любят - поэтому "пятачков" держат на подножном корме, по-спартански. "Славяне - народ, который пасет свиней, как мы овец", - вспоминал один арабский путешественник. Убогость быта этих "германов" настолько поражала иностранцев, что они просто не находили слов. "Зиму славяне проводят в ямах и подземных хижинах", - отмечал писатель, известный в науке как Персидский географ. Ему, наследнику древнейшей цивилизации, известной со времен Вавилона, неприхотливость северных варварств казалась "удивительной".

Простота жизни сказывалась и на нравах. Напрасны утверждения, что охотой на ведьм забавлялась только католическая Западная Европа. Русь тоже старалась не отставать! "Если женщина окажется чародейницей или зелейницей (то есть отравительницей, знатоком "зелий" - О. Б.), то, уличив, казнить ее", - предписывал Устав Ярослава Мудрого судам. То же наказание полагалось и ведьмакам. При этом в казну митрополита за каждого такого "народного целителя" капало 6 гривен.

ЖЕНЩИНЫ КУРАЖИЛИСЬ

Иногда от болотной тоски смерды начинали драться. Княжеская администрация считала, что это очень нехорошо. Драться можно только с разрешения властей, утверждала она, а не просто так - от нечего делать. Поэтому, по Уставу князя Владимира Всеволодовича, "если смерд смерда начнет мучить без княжа слова", то за удовольствие должен заплатить 3 гривны.

Мерзким характером отличались и женщины. Плевать друг другу в рожу, рвать волосы, выцарапывать глаза - старинный древнерусский обычай. В обязательном порядке полагалось заплатить митрополиту, "если две жены бьются". Целых 3 гривны стоило, "если жена мужа бьет". Знавала Русь толк и в различных сексуальных изысках. Огромную сумму в 40 гривен (восемь кило серебра!) полагалось отвалить митрополиту, "если свекр со снохою соблудит". Но на целых десять гривен дешевле, "если кто с двумя сестрами в блуд впадет". Непонятно почему, но достаточно дешево оценивался блуд с неродной матерью - каких-то жалких 12 гривен. Даже за древнерусских мачех обидно - не ценили их!

Но круче всех устроились монашенки и монахи. Для "божьих людей" законы полагались особые. Впавших в плотский грех любодеев духовного звания - попов, попадей, поповских вдов и даже обычных пономарей - судил только митрополит. Причем "оприсно от мирян" - по своей воле.

Зацикленность древнерусского законодательства на половых вопросах не должна удивлять. Регулируя телесный разгул, пытались спастись от венерических болезней, ибо презерватива не знали, а наслаждения жаждали. Гнусный миф - что в Европе сифилис появился только в конце XV века вместе с открытием Америки! Особенно лютая вспышка этой заразы просто совпала с плаваньем Колумба. Ведь на Руси сифилиса хватало еще за четыреста лет до поездки великого генуэзца в Новый Свет. "У населения Саркела - Белой Вежи, - утверждает вышедшее два года назад в Москве солиднейшее исследование "Восточные славяне. Антропология и этническая история", - ставится бесспорный диагноз сифилиса". То же самое отмечали и в ходе раскопок на территории Старой Ладоги.

Белая Вежа - это пограничная крепость на Дону. Старая Ладога - крепость у ворот Балтики. Зараза, лечения от которой не было, занесенная в замкнутый гарнизон, повергала население в ужас. Если бы вы видели снимки этих изъеденных, истончившихся человеческих костей! Даже смотреть на них страшно!

Жизнь на границе вообще сулила мало приятного. В 1961 году было исследовано кладбище Витичевского городища на Днепре. "Нами обнаружены главным образом черепные травмы, - свидетельствуют авторы уже упомянутой книги "Восточные славяне...". - Большинство из них - последствия ударов тупым предметом в области мозгового отдела черепа. Переломы, как правило, старые, залеченные. Травмы отмечены преимущественно у мужской части населения, но встречаются и у женской. Частота встречаемости черепных травм (23,5% у мужчин и 16,7% у женщин) у этого населения очень высока по сравнению с жителями других областей Древней Руси".

ЖИЗНИ СРОК ИСТЕК

Крепость в Витичеве построили по приказу князя Святополка в 1095 году для защиты от половцев. Она контролировала брод на Днепре. Эпоха мерзкая - самый пик половецких набегов. Прорвавшись через реку, степняки разливались по всему Правобережью и захватывали в рабство людей. Травмы на головах у витичевских витязей и их "амазонок" говорят, что эти вояки недаром ели княжеский хлеб. Нет, не только в уличных драках "жена на жену" проявляли свою удаль наши предки! Не один половчанин поплатился жизнью за попытку разжиться "человечинкой" на русском берегу. А зажившие раны - еще и свидетельство появления каких-то зачатков военно-полевой медицины.

Но сколько же они жили? Суровая статистика свидетельствует: средняя продолжительность жизни населения Древней Руси колеблется в пределах 33 - 44 лет. Меньший срок выпадал новгородским словенам, московским вятичам, а на юге - некоторым группам полян.

На остальных территориях средний возраст в пределах 35 - 40 лет. Особенно долго жили на Русском Севере - вдали от кочевников и княжеской администрации с ее "правдами" и "уставами". Чума, мор, пожары и, простите за прозу, кариес у каждого второго при полном отсутствии зубоврачебных кабинетов - это была суровая, тяжелая жизнь, по сравнению с которой нынешняя выглядит райским жированием в райских кущах.

И все-таки это была жизнь, оставившая, несмотря ни на что, былины и легенду о "светло светлой и прекрасно украшенной земле Русской...".