Сарко против Руаяль: или больно, или красиво
24.04.2007 10:25
…будет классической европейской борьбой умеренно правых и умеренно левых.

Обладатель 31% голосов Николя Саркози обещает Франции радикальные реформы и выход из застоя. Сеголен Руаяль также обещает реформы, но умеренные: "возродить Францию, не насилуя ее". Она тоже хочет выйти из застоя, но пока не очень ясно, каким способом. Результат мадам Руаяль – 26%. Шестеро леворадикалов уже пообещали отдать ей свои голоса – десять процентов в сумме. Но экспресс-опросы после первого тура говорят о том, что больше шансов выиграть все равно у Саркози. Второй тур выборов – шестого мая. Агитация перед вторым туром президентских выборов уже началась. Борьба пойдет за центристские голоса, отданные в первом туре Франсуа Байру.

Франсуа Байру, центрист, набрал всего 18 процентов. Это неплохо для третьего кандидата, но для "революции третьего пути", которую он пытался устроить, маловато. Наиболее разочарованным оказался Жан-Мари Ле Пэн, ярый националист, которому попало всего 11 процентов. Это куда меньше, чем его результат пятилетней давности, когда и левые, и центристы голосовали за ненавидимого Ширака с лозунгом "лучше жулик, чем фашист". Лидер Национального фронта Ле Пэн тогда набрал 17% голосов, и 78-летнему политику уже не светит возврат в форму.

Французские выборы в воскресенье отличались от предыдущих не только тем, что в них принимала участие первая серьезная женщина-претендент на первое кресло страны. На них еще и пришло рекордное количество избирателей: 85%. Граждане республики устали ждать изменений сверху и решили сказать свое слово. Правда, до последнего треть из них не знала, какое же именно слово сказать. Опросы общественного мнения колебались со дня на день по мере того, как французы пытались выбрать: между "Сарко", сыном венгерского иммигранта, прославившегося жесткими методами работы в бытность на посту министра внутренних дел, и социалисткой Руаяль, которая то и дело говорит ляпы и скрывает свою экономическую политику до того тщательно, что возникают сомнения в ее существовании.

И Саркози, и Руаяль нельзя назвать типичными представителями их партий. Президент Жак Ширак выступил в поддержку однопартийца по UMP Саркози только за несколько недель до выборов. Лидеры социалистов были против выдвижения Руаяль, и ее собственная партия до сих пор считала ее слишком "правой". Теперь, конечно, вся сила социалистов будет брошена на ее поддержку.

Скорее всего, впрочем, президентом станет Саркози. Он серьезно настроен на изменения. Но даже если Франция его изберет, насколько она сама готова меняться? Стереотипные представления Европы о французах: бастуют в любой день, в неимоверных количествах и по непонятным поводам; съедают огромное количество сельскохозяйственных субсидий Евросоюза; считают, что они соль земли. И надо отметить, что французы не возражают против этих стереотипов. "Вы нам просто завидуете", - говорят они. Теперь вопрос в том, сможет ли Франция выбрать и последовать за Саркози, готового пойти почти по англо-американской либерально-экономической схеме, облегчить работодателям увольнение работников и увеличить 35-часовую рабочую неделю за счет дополнительного (оплачиваемого) времени, или проголосует за элегантную Руаяль. У нее есть все шансы пойти путем Ширака и Миттерана, то есть удерживать Францию в том состоянии депрессии и гнева, в котором она – без особых реальных на то причин – сегодня пребывает.